С понятием «должная осмотрительность» мы живем уже 16 лет. В 2017-м, с появлением в Налоговом кодексе статьи 54.1, на передний план вышла концепция необоснованной налоговой выгоды. Однако слова меняются, а суть остается прежней: налоговая служба настойчиво требует интересоваться прошлым и настоящим контрагентов. Кто недостаточно поинтересовался – сам виноват. Отказ в учете расходов и доначисление НДС и налога на прибыль - на нем. Налоговая, увы, ищет чаще всего не там, где потеряли, а там, где светло, автоматически «навешивая» доначисления на конечное звено в цепочке. Но это отдельная история. Сегодня поговорим о том, как минимизировать риски в тех условиях, которые имеем.
Что означает ст. 54.1 НК РФ для налогоплательщиков?
Сразу после появления статьи 54.1 развернулись дискуссии: то ли сделали усиление прессинга, то ли, наоборот, его смягчение. Оптимисты полагали, что тем, кто не включает в цепочку аффилированные организации, волноваться не о чем. Ведь, объясняя главный пункт ст. 54.1, запрещающий искажение сведений в налоговой отчетности, сама ФНС называла способом такого искажения вовлечение в хозяйственную деятельность подконтрольных лиц. А раз так, то усиленно проверять контрагента, с которым вы заведомо не аффилированы, вроде бы теперь смысла нет. Практика показала, что расслабляться совершенно не стоило. Самые свежие разъяснения по этому вопросу содержатся в прошлогоднем письме ФНС № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В нем совершенно четко говорится, что налог будут доначислять не только тогда, когда налогоплательщик создал «прокладку» сам, но и тогда, когда он должен был знать о том, что контрагент - «техническая» компания, а обязательства по договору будут исполняться другим лицом. В этом месте письма ФНС вводит новый термин – коммерческая осмотрительность. Видимо, на смену прежней, подзабытой должной осмотрительности. И прямо говорит, что изучать контрагентов нужно одинаково тщательно как в собственных коммерческих интересах, так и готовясь держать ответ перед фискальными органами. Письмо большое, пересказывать его целиком смысла нет. Если вкратце – налоговики настойчиво рекомендуют узнавать о контрагенте все, что только можно.
Как выполнить рекомендации налоговой максимально эффективно?
Есть, конечно, общедоступные сервисы самой ФНС, открытые реестры и регистры, однако обследовать их по каждому контрагенту вручную – означает тратить недопустимо много времени. Придется пользоваться чем-то более продвинутым. Наиболее часто многие пользователи продуктов 1С выбирают 1С:Контрагент. Возможно, потому, что он уже входит в поставку при покупке ИТС (1С:Комплект поддержки) ПРОФ. Сервис решает важную задачу – автоматически заполняет реквизиты контрагентов, устраняя для пользователя риски попасть под подозрение в том самом «искажении сведений». У него также есть встроенный функционал, который позволяет автоматически получить некоторые данные о партнере – «Досье контрагента». Однако до настоящего досье тут, конечно, очень далеко. Выписка из ЕГРЮЛ, бухотчетность (по данным Росстата) и ее несложный анализ, да информация из Единого реестра проверок – вот и все. Явно маловато для налоговиков, прописавших длинный перечень требований.
1С СПАРК:Риски – серьезное «оружие»
Помимо в разы более обширной и разнообразной информации, тут присутствует очень интересная фишка – «индексы СПАРК». После анализа большого количества источников система сама относит каждого контрагента к зеленой, желтой или красной зоне риска, активизируя в пользователе необходимую степень осмотрительности и внимательности. Ну а дальше уже можно более детально знакомиться с данными самостоятельно, изучая подробности. Сводный индикатор риска складывается из трех индексов - должной осмотрительности, финансового риска и платежной дисциплины. Первый оценивает контрагента на предмет «однодневности». Алгоритм оценки непростой, не ограничивается только данными реестров ФНС. Изучается множество признаков «живости» - от активности в интернете до судебных споров. Второй индекс пытается спрогнозировать возможное банкротство контрагента, сравнивая его последнюю бухотчетность с образцами, типичными для уже обанкротившихся компаний. Третий демонстрирует, насколько контрагент соблюдает свои платежные обязательства. Предмет анализа – данные крупных энергоснабжающих, коммунальных, телекоммуникационных, торговых сетей. Чем ближе индикатор к зоне риска, тем больше подтверждающих документов придется собирать для налоговой.
Информация о контрагенте доступна не только в форме сводного отчета. Сервис предоставляет возможность мониторить ситуацию буквально в режиме реального времени. Это позволяет на раннем этапе увидеть неприятные сюрпризы, которые партнер может преподнести. Ликвидация, банкротство, реорганизация, включение в «нехорошие» реестры, недостоверность сведений в ЕГРЮЛ, новое исполнительное производство, заложенное имущество и так далее – все это отражается на экране прямо при формировании платежки.
Как доказать налоговикам корректность сведений о контрагенте
В 1С СПАРК:Риски доказательством служит обширная бизнес-справка, которая включает в себя практически весь перечень материалов, упомянутых в письме ФНС № БВ-4-7/3060@. Сведения о совладельцах, бенефициарах и дочерних компаниях. Финансовая отчетность по данным ФНС. Численность персонала контрагента и его активность в поиске на рынке труда. Его фактические платежи, включая розничные продажи через электронные кассы. Наличие транспорта и недвижимости. Залоги и имущество в лизинге. Фигурирование в реестрах недобросовестных поставщиков, например. Судебные иски и исполнительные производства. Все это уже является полноценным досье, и вполне пригодно для аргументации в судебном споре.
Кстати, нельзя недооценивать необходимость анализа контрагента не только для налоговой, но и для самих себя. Знать, с кем имеешь дело (особенно, если сумма контракта велика) всегда полезно, но особо выделим одно обстоятельство. Крайне неприятно и финансово опасно, когда контрагент внезапно попадает в процедуру банкротства. Не только потому, что можно не дождаться своих денег (если контрагент – покупатель). Дело в том, что после начала банкротства арбитражный управляющий обязан проверить все его сделки за три предшествующих года. И любая из них может быть оспорена, если специалист арбитража, сочтет, что ее исполнение нанесло ущерб интересам других кредиторов. А для этого всего-то и достаточно, чтобы контрагент, уже попав в сложное положение, проявлял платежную дисциплину исключительно по отношению к вам. Или передал вам в залог какое-то имущество, на реализацию которого рассчитывали другие кредиторы. Увы, в судах по банкротству отслеживание финансового состояния контрагента практически всегда признается обязанностью участника оспариваемой сделки. Говоря проще, довод «я не знал» - слабый аргумент.
Надеемся, мы смогли убедить вас присмотреться более пристально к сервису 1С СПАРК:Риски. Если возникли вопросы, обращайтесь, поможем.