Чтобы открыть свой магазин, необходимо составить бизнес-план, предусмотреть разные варианты развития событий и подготовиться к нештатным ситуациям. С чего начать и что важно учесть, читайте в нашей статье.
Шаг 1. Регистрируем ИП или ООО
В первую очередь выберите форму ведения бизнеса.
Выбирайте по нескольким критериям:
1) Регистрация и ликвидация.
ИП регистрируется по месту жительства. Для этого требуется минимум документов. Пошлина при регистрации составит 800 рублей, а при ликвидации — 160 рублей.
ООО можно зарегистрировать по любому юридическому адресу, в том числе по арендованному. Пошлина при регистрации — 4 000 рублей, плюс необходим уставный капитал (не меньше 10 000 рублей). При ликвидации пошлина равна 160 рублям.
2) Ответственность по обязательствам.
Для ИП она только персональная. Предприниматель отвечает всем своим имуществом, за исключением единственной жилплощади и источника дохода.
Для ООО действует групповая ответственность, которая зависит от доли в уставном капитале. Также есть персональная ответственность для гендиректора, которая не распространяется на единственное жильё и источник дохода.
3) Расчётный счёт.
Индивидуальному предпринимателю его создавать необязательно, а для ООО расчётный счёт необходим.
4) Штрафы.
Для ИП, в зависимости от тяжести проступка, максимальный размер штрафа может доходить до 50 000 рублей, для ООО — до 2 млн рублей.
5) Передача бизнеса.
ИП не может передать или переоформить бизнес. Активы можно передать по наследству.
ООО может расширить бизнес, включить новых участников, а также передать его или переоформить.
6) Инвестиции и партнёрство.
В ИП можно инвестировать одним способом — по договору инвестиционного займа.
Для ООО нет ограничений на инвестиции. Если в составе учредителей не больше 50 человек, инвестор может в него войти.
7) Персонал.
ИП может работать как самостоятельно, так и с привлечением наёмных сотрудников. Максимальное количество работников — 50 человек.
В ООО с момента создания предусмотрены должности и персонал. Сотрудников тоже не может быть больше 50 человек.
8) Запрещённые виды деятельности.
Для ООО ограничений нет. ИП не может производить и продавать алкогольные напитки (кроме пива), открывать ломбарды, оказывать услуги страхования, быть туроператором. Полный список запрещённых для ИП видов деятельности есть в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.
Когда бизнес зарегистрирован, поставьте его на учёт в Роспотребнадзоре, откройте расчётный счёт, определитесь с системой налогообложения и решите, как принимать оплату.
С ЮKassa можно быстро открыть расчётный счёт и сразу начать им пользоваться на выгодных условиях. Оплату можно принимать более чем 10 способами — как онлайн, так и офлайн. ЮKassa интегрируется с ККТ, отправляет чеки в налоговую прямо в момент оплаты и сохраняет информацию в вашем личном кабинете.
Шаг 2. Выбираем район и помещение
Прежде чем создать магазин, определите, каким будет его размер и где он должен располагаться. В зависимости от классификации к торговой площади продовольственных магазинов действуют разные требования:
- гипермаркет ― от 5 000 квадратных метров;
- универмаг ― от 3 500 квадратных метров;
- супермаркет ― от 400 квадратных метров;
- товары повседневного спроса ― от 100 квадратных метров;
- бакалейная лавка или минимаркет ― от 18 квадратных метров.
Расположение магазина влияет на его рентабельность и на то, в какой срок окупится бизнес. При выборе района учитывайте несколько факторов:
- Поток покупателей. Желательно выбирать районы, где живёт не меньше 2 000 человек.
- Социальные объекты поблизости. Это могут быть, например, автовокзалы и остановки, школы, университеты, больницы, рабочие предприятия, станции метро.
- Отсутствие крупных конкурентов рядом.
Когда выбрали район, следует найти подходящее помещение. Обратите внимание на высоту потолков, возможность организовать зону для погрузки и разгрузки, а также на уровень шума, освещение, доступность мобильного интернета, наличие коммуникаций в здании. В продуктовом магазине обязательно должны быть электричество, канализация, водоснабжение и вентиляция, торговый зал, склад и туалетная комната.
Если помещение в жилом доме, заранее убедитесь, что его можно перевести в нежилое. Когда арендуете помещение, с арендодателем нужно согласовать цели использования и возможность его переоборудовать или перепланировать. Важно согласовать все изменения документально. Также советуем изучить планы городской администрации, чтобы проверить, не попало ли выбранное помещение в программу реновации или сноса.
Шаг 3. Выбираем поставщиков
При выборе поставщиков важно учитывать качество их продукции, отпускную цену, логистику и складские запасы.
- Для начала оцените качество продукции. Для этого можно закупить небольшую партию или попросить образцы. Косвенно о качестве товара может говорить узнаваемость бренда производителя и то, представлена ли его продукция у ваших успешных конкурентов.
- Когда с качеством всё более-менее ясно, проанализируйте логистику. Чем ближе находится поставщик или его склад, тем ниже будет отпускная стоимость товара. Узнайте, поддерживает ли поставщик складские запасы — от этого зависит скорость отгрузки.
- Если на примете несколько поставщиков, обратите внимание на детали: были ли у компаний судебные иски, как они действуют при ошибке в поставках, как с ними рассчитываться — по полной или частичной предоплате, — возможна ли отсрочка платежа или оплата после реализации товара.
Шаг 4. Набираем персонал
Сотрудники магазина — те, кто напрямую контактирует с покупателями. А значит, от их компетентности и мотивированности во многом зависит успех бизнеса.
Персонал формируется в несколько этапов:
- набор соискателей;
- отбор кандидатов;
- наем сотрудников;
- испытательный срок.
При найме сотрудников важно учесть собственные ожидания от кандидатов, особенности должности, рыночную зарплату и специфику магазина. Например, на должность кассира в супермаркете подойдёт кандидат с минимальным опытом, а управляющим лучше назначить опытного, ответственного, стрессоустойчивого человека, который может оперативно решать проблемы и обращает внимание на недочёты в работе сотрудников.
Сколько стоит открыть магазин
Затраты зависят от региона и города, их размера и уровня экономического развития. В среднем издержки с момента регистрации небольшого магазина до наполнения прилавков обходятся в 500 000 рублей. Если речь об универсаме, понадобится несколько миллионов. Если будете продавать алкоголь, в затраты включите ещё и стоимость лицензии.
Чтобы точно знать, сколько денег понадобится на открытие магазина, разработайте бизнес-план. В расчёты включите затраты на запуск, ежемесячные расходы и создание подушки безопасности на случай форс-мажора. Учитывайте каждую деталь, включая канцелярию, лампочки и коммунальные услуги.
По плану можно также определить, сколько времени понадобится, чтобы достичь точки безубыточности и выйти в прибыль. Продуктовый магазин за месяц зарабатывает от 90 000 до 350 000 рублей.
Грамотный бизнес-план поможет с кредитом. Когда обращаетесь в банк, можно получить шаблон плана — с ним проще продумать важные детали магазина.
Бизнес-план станет фундаментом плодотворного бизнеса. Он убережёт вас от финансовых потерь и ошибок в документах, поможет выбрать подходящую сферу деятельности и обезопасить бизнес от претензий и штрафов. Чем больше рисков вы учтёте, тем выше вероятность успеха.