Как открыть ООО. Инструкция | ЮKassa (@yookassa) | Мегасреда | 03.04.24, 16:34:12
Статья 03.04.24, 16:34

Как открыть ООО. Инструкция

ООО пользуется особой популярностью у тех, кто открывает бизнес с партнёрами. Помимо прочего, эта форма организации избавляет от личных имущественных рисков в случае банкротства. Какие документы понадобятся для регистрации, куда обращаться и что важно сделать ещё до регистрации, разберёмся в статье.

Если бизнес регистрирует один человек, то он сам выбирает для своей компании название и местонахождение. Если же учредителей несколько, такие вопросы решаются на общем собрании с ведением протокола.

Подготовка к регистрации ООО. Что важно сделать

1. Выбрать название организации

У каждого юрлица должно быть фирменное наименование. Не обязательно, чтобы оно было уникальным, важно лишь соблюдение требований закона.

В наименовании ООО не должно быть:

  • названий иностранных государств и их производных. Например, нельзя назвать свою компанию ООО «Бразилия» или ООО «КНР»;
  • официальных названий органов государственной власти или местного самоуправления — ООО «Прокуратура», ООО «Мосгордума»;
  • названий общественных объединений. Например, ООО «Справедливая Россия»;
  • слов ненормативной лексики;
  • слов «Россия», «Российская Федерация» и их производных — если речь идёт не о крупных компаниях, затрагивающих национальные интересы. Как правило, это акционерные общества — АО и ПАО.

2. Выбрать юридический адрес

Этот адрес будет указан в уставе и на него будет приходить официальная корреспонденция. Главное в юридическом адресе — чтобы по нему можно было отправить информацию руководству компании. Не будет нарушением, если в качестве юридического адреса будет использоваться арендованное помещение или даже личное жильё кого-то из учредителей.

3. Определить коды ОКВЭД

Все виды деятельности перечислены в справочнике ОКВЭД на сайте налоговой службы. В качестве основного вида деятельности нужно выбрать тот, от которого планируется получать наибольший доход. Помимо этого могут пригодиться дополнительные коды.

4. Определить размер уставного капитала

Уставный капитал — это минимальная стоимость активов компании, которая по закону не может быть меньше 10 000 рублей. В уставный капитал можно внести также имущество участников. Например, автомобиль. Стоимость такого имущества определяется на собрании учредителей.

Если учредителей несколько, то каждому из них принадлежит доля в уставном капитале. Её размер зависит от размера взноса и указывается в уставном капитале.

Порядок действий при регистрации юрлица

Зарегистрировать ООО можно самостоятельно или вместе с партнёрами. При этом учредителями могут быть не только несколько физлица, но и компании, госорганы и органы местного самоуправления. Запрет на регистрацию бизнеса действует только на госслужащих и военных.

Для регистрации юрлица нужно:

  • Собрать и подготовить документы для госорганов.
  • Подать заявление о регистрации в отделение ФНС по месту деятельности будущей компании. Документы можно представить лично в налоговую, отправить почтой или обратиться к нотариусу.
  • В течение 3 рабочих дней с получения заявки налоговая принимает решение о регистрации.

Подробный порядок действий при регистрации ООО расписан в положениях закона ФЗ-14 от 08.02.1998 г.

Чтобы не тратить время на поездку в налоговую или на почту, подать заявление можно через сервис ЮKassa. Всё, что для этого требуется — заполнить анкету онлайн, прикрепить документы и указать адрес, по которому курьер доставит зарегистрированные бумаги.

Какие документы понадобятся для регистрации ООО

1. Заявление о регистрации

В документе по форме Р11001 укажите:

  • персональную информацию о каждом учредителе;
  • размер уставного капитала и доли учредителей;
  • ОКВЭД компании;
  • личные данные директора.

Заявление подписывается всеми учредителями в присутствии нотариуса. Если все не могут присутствовать лично, то подпись можно заранее заверить нотариально.

2. Решение о создании ООО

Этот документ оформляется, если организацию открывают без партнёров. В нём нужно указать название будущей компании, юридический адрес и сумму уставного капитала.

3. Протокол собрания учредителей

Этот документ нужен, когда в создании организации участвует несколько партнёров. В протоколе указывается наименование, юридический адрес, размер уставного капитала, утверждается устав и назначается руководитель. В протоколе обязательно нужно указать ответственного за регистрацию компании.

Документ распечатывается в нескольких экземплярах: по одному на каждого участника, для ФНС и для хранения в ООО.

4. Устав

Это основной документ компании, который регламентирует её деятельность. В уставе отражается:

  • полное и сокращённое наименование компании;
  • юридический адрес;
  • размер уставного капитала;
  • ОКВЭД;
  • права и обязанности учредителей;
  • порядок распределения прибыли.

Устав можно разработать самостоятельно или воспользоваться типовым документом. На сайте ФНС есть специальный сервис с 36 типовыми уставами, утверждёнными Минэкономразвития.

Если в документе не указано, что подписи участников не нуждаются в заверении, то устав необходимо заверить у нотариуса.

5. Паспорта учредителей

Налоговой и нотариусу необходимо предоставить оригиналы и копии паспортов каждого учредителя.

6. Квитанция об уплате госпошлины

Пригодится только если документы подаются в налоговую лично. Размер госпошлины составляет 4 000 рублей.

Если отправить документы через МФЦ, Госуслуги или сайт ФНС, то уплата госпошлины не требуется вообще.

7. Дополнительные документы

Если у ООО больше одного учредителя, то потребуется ещё договор об учреждении, а также ряд документов:

  • если вместо учредителя выступает представитель, то нужна нотариально заверенная доверенность;
  • свидетельство о праве собственности на помещение, адрес которого указан как юридический;
  • если как юридический адрес указано жилое помещение, то требуется согласие его собственников;
  • если такое помещение арендуется, то нужно гарантийное письмо от собственника, в котором он даёт согласие на использование адреса;
  • если учредителем выступает иностранная организация, то нужны заверенные переводы учредительных документов;
  • заверенный нотариусом перевод паспорта иностранного гражданина, который является учредителем российского ООО.

Эти документы в налоговой могут и не потребоваться. Однако не лишним будет их подготовить, чтобы избежать лишних проволочек и ускорить регистрацию.

После регистрации ООО налоговая автоматически передаёт сведения в СФР. Таким образом, в фонд дополнительно обращаться и подавать сведения не нужно.

Почему могут отказать в регистрации ООО

Полный перечень оснований для отказа в регистрации компании указан в законе ФЗ-129 от 08.08.2001. Остановимся на самых «популярных» причинах:

  • ошибки в документах или отсутствие некоторых из них;
  • недостоверные сведения в документах;
  • название ООО нарушает требования закона.

Как правило, эти недочёты после отказа можно исправить в установленные сроки и уведомление о регистрации.

Также отказать могут, если учредитель:

  • по приговору суда лишён права заниматься предпринимательской деятельностью, и срок запрета ещё не истёк;
  • имеет отношение минимум к 10 действующим организациям;
  • владел долей больше 50 % в компании, исключённой из ЕГРЮЛ за долги перед бюджетом, и с этого момента ещё не прошло трёх лет.

Регистрация прошла. Что дальше?

После того как ООО зарегистрировали, нужно выполнить ещё несколько обязательных действий:

  • Выбрать систему налогообложения

По умолчанию всем ООО присваивается общий режим. Если планируется работать на упрощёнке или едином сельскохозяйственном налоге, то понадобится уведомление для налоговой о переходе на спецрежим.

Если это уведомление не подать в течение 30 дней с регистрации, то следующей возможности перейти на спецрежимы придётся ждать следующего года.

  • Открыть расчётный счёт

По закону для этого можно выбрать любой банк, который сотрудничает с юрлицами. Среди них есть и ЮKassa с несколькими тарифами клиентского обслуживания, которые отличаются наполнением услуг и стоимостью обслуживания. При этом для каждого тарифа уплата налогов и страховых взносов, а также выпуск зарплатных карт бесплатны.

  • Оформить трудовой договор с директором ООО

Даже если вся компания состоит из одного человека, в её штате должен значиться минимум один сотрудник. В данном случае им будет директор, с которым необходимо заключить трудовой договор по трудовому законодательству.

  • Внести уставный капитал

Сумму уставного капитала нужно внести на расчётный счёт в течение 4 месяцев с регистрации компании. Передаваемое ООО имущество необходимо перерегистрировать на организацию в госорганах.

  • Получить необходимые лицензии

Это требуется не для всех видов деятельности. Если планируется торговать алкоголем, выдавать кредиты и микрозаймы, проводить торги и аукционы или работать в косметической промышленности, то нужны специальные разрешения.

Все виды деятельности, при которых требуются специальные разрешения и лицензии, перечислены в законе ФЗ-99 от 04.05.2011 г.

  • Зарегистрировать кассу

Работать с онлайн-кассами обязаны все компании, принимающие оплату наличными или по безналичному расчёту. ККТ регистрируется у оператора фискальных данных и в налоговой.

Выбрать кассовую технику, купить или арендовать кассу можно у партнёров ЮKassa.

О штрафах за отсутствие онлайн-кассы и нарушения в работе с ней подробно рассказали в этой статье.

  • Сделать печать

Сейчас в законах нет жётского требования о наличии печати у ООО. При этом её отсутствие может негативно сказаться на доверии к компании. Изготовить печать можно в мастерской за несколько часов. Как правило, стоимость одной печати — несколько сотен рублей.

Заключение

Зарегистрировать ООО можно достаточно быстро, причём для этого даже не понадобится ехать в налоговую. Регистрация онлайн сэкономит не только время, но и деньги — ведь при таком способе не придётся платить госпошлину.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал ЮKassa был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства