ООО пользуется особой популярностью у тех, кто открывает бизнес с партнёрами. Помимо прочего, эта форма организации избавляет от личных имущественных рисков в случае банкротства. Какие документы понадобятся для регистрации, куда обращаться и что важно сделать ещё до регистрации, разберёмся в статье.
Если бизнес регистрирует один человек, то он сам выбирает для своей компании название и местонахождение. Если же учредителей несколько, такие вопросы решаются на общем собрании с ведением протокола.
Подготовка к регистрации ООО. Что важно сделать
1. Выбрать название организации
У каждого юрлица должно быть фирменное наименование. Не обязательно, чтобы оно было уникальным, важно лишь соблюдение требований закона.
В наименовании ООО не должно быть:
- названий иностранных государств и их производных. Например, нельзя назвать свою компанию ООО «Бразилия» или ООО «КНР»;
- официальных названий органов государственной власти или местного самоуправления — ООО «Прокуратура», ООО «Мосгордума»;
- названий общественных объединений. Например, ООО «Справедливая Россия»;
- слов ненормативной лексики;
- слов «Россия», «Российская Федерация» и их производных — если речь идёт не о крупных компаниях, затрагивающих национальные интересы. Как правило, это акционерные общества — АО и ПАО.
2. Выбрать юридический адрес
Этот адрес будет указан в уставе и на него будет приходить официальная корреспонденция. Главное в юридическом адресе — чтобы по нему можно было отправить информацию руководству компании. Не будет нарушением, если в качестве юридического адреса будет использоваться арендованное помещение или даже личное жильё кого-то из учредителей.
3. Определить коды ОКВЭД
Все виды деятельности перечислены в справочнике ОКВЭД на сайте налоговой службы. В качестве основного вида деятельности нужно выбрать тот, от которого планируется получать наибольший доход. Помимо этого могут пригодиться дополнительные коды.
4. Определить размер уставного капитала
Уставный капитал — это минимальная стоимость активов компании, которая по закону не может быть меньше 10 000 рублей. В уставный капитал можно внести также имущество участников. Например, автомобиль. Стоимость такого имущества определяется на собрании учредителей.
Если учредителей несколько, то каждому из них принадлежит доля в уставном капитале. Её размер зависит от размера взноса и указывается в уставном капитале.
Порядок действий при регистрации юрлица
Зарегистрировать ООО можно самостоятельно или вместе с партнёрами. При этом учредителями могут быть не только несколько физлица, но и компании, госорганы и органы местного самоуправления. Запрет на регистрацию бизнеса действует только на госслужащих и военных.
Для регистрации юрлица нужно:
- Собрать и подготовить документы для госорганов.
- Подать заявление о регистрации в отделение ФНС по месту деятельности будущей компании. Документы можно представить лично в налоговую, отправить почтой или обратиться к нотариусу.
- В течение 3 рабочих дней с получения заявки налоговая принимает решение о регистрации.
Подробный порядок действий при регистрации ООО расписан в положениях закона ФЗ-14 от 08.02.1998 г.
Чтобы не тратить время на поездку в налоговую или на почту, подать заявление можно через сервис ЮKassa. Всё, что для этого требуется — заполнить анкету онлайн, прикрепить документы и указать адрес, по которому курьер доставит зарегистрированные бумаги.
Какие документы понадобятся для регистрации ООО
1. Заявление о регистрации
В документе по форме Р11001 укажите:
- персональную информацию о каждом учредителе;
- размер уставного капитала и доли учредителей;
- ОКВЭД компании;
- личные данные директора.
Заявление подписывается всеми учредителями в присутствии нотариуса. Если все не могут присутствовать лично, то подпись можно заранее заверить нотариально.
2. Решение о создании ООО
Этот документ оформляется, если организацию открывают без партнёров. В нём нужно указать название будущей компании, юридический адрес и сумму уставного капитала.
3. Протокол собрания учредителей
Этот документ нужен, когда в создании организации участвует несколько партнёров. В протоколе указывается наименование, юридический адрес, размер уставного капитала, утверждается устав и назначается руководитель. В протоколе обязательно нужно указать ответственного за регистрацию компании.
Документ распечатывается в нескольких экземплярах: по одному на каждого участника, для ФНС и для хранения в ООО.
4. Устав
Это основной документ компании, который регламентирует её деятельность. В уставе отражается:
- полное и сокращённое наименование компании;
- юридический адрес;
- размер уставного капитала;
- ОКВЭД;
- права и обязанности учредителей;
- порядок распределения прибыли.
Устав можно разработать самостоятельно или воспользоваться типовым документом. На сайте ФНС есть специальный сервис с 36 типовыми уставами, утверждёнными Минэкономразвития.
Если в документе не указано, что подписи участников не нуждаются в заверении, то устав необходимо заверить у нотариуса.
5. Паспорта учредителей
Налоговой и нотариусу необходимо предоставить оригиналы и копии паспортов каждого учредителя.
6. Квитанция об уплате госпошлины
Пригодится только если документы подаются в налоговую лично. Размер госпошлины составляет 4 000 рублей.
Если отправить документы через МФЦ, Госуслуги или сайт ФНС, то уплата госпошлины не требуется вообще.
7. Дополнительные документы
Если у ООО больше одного учредителя, то потребуется ещё договор об учреждении, а также ряд документов:
- если вместо учредителя выступает представитель, то нужна нотариально заверенная доверенность;
- свидетельство о праве собственности на помещение, адрес которого указан как юридический;
- если как юридический адрес указано жилое помещение, то требуется согласие его собственников;
- если такое помещение арендуется, то нужно гарантийное письмо от собственника, в котором он даёт согласие на использование адреса;
- если учредителем выступает иностранная организация, то нужны заверенные переводы учредительных документов;
- заверенный нотариусом перевод паспорта иностранного гражданина, который является учредителем российского ООО.
Эти документы в налоговой могут и не потребоваться. Однако не лишним будет их подготовить, чтобы избежать лишних проволочек и ускорить регистрацию.
После регистрации ООО налоговая автоматически передаёт сведения в СФР. Таким образом, в фонд дополнительно обращаться и подавать сведения не нужно.
Почему могут отказать в регистрации ООО
Полный перечень оснований для отказа в регистрации компании указан в законе ФЗ-129 от 08.08.2001. Остановимся на самых «популярных» причинах:
- ошибки в документах или отсутствие некоторых из них;
- недостоверные сведения в документах;
- название ООО нарушает требования закона.
Как правило, эти недочёты после отказа можно исправить в установленные сроки и уведомление о регистрации.
Также отказать могут, если учредитель:
- по приговору суда лишён права заниматься предпринимательской деятельностью, и срок запрета ещё не истёк;
- имеет отношение минимум к 10 действующим организациям;
- владел долей больше 50 % в компании, исключённой из ЕГРЮЛ за долги перед бюджетом, и с этого момента ещё не прошло трёх лет.
Регистрация прошла. Что дальше?
После того как ООО зарегистрировали, нужно выполнить ещё несколько обязательных действий:
- Выбрать систему налогообложения
По умолчанию всем ООО присваивается общий режим. Если планируется работать на упрощёнке или едином сельскохозяйственном налоге, то понадобится уведомление для налоговой о переходе на спецрежим.
Если это уведомление не подать в течение 30 дней с регистрации, то следующей возможности перейти на спецрежимы придётся ждать следующего года.
- Открыть расчётный счёт
По закону для этого можно выбрать любой банк, который сотрудничает с юрлицами. Среди них есть и ЮKassa с несколькими тарифами клиентского обслуживания, которые отличаются наполнением услуг и стоимостью обслуживания. При этом для каждого тарифа уплата налогов и страховых взносов, а также выпуск зарплатных карт бесплатны.
- Оформить трудовой договор с директором ООО
Даже если вся компания состоит из одного человека, в её штате должен значиться минимум один сотрудник. В данном случае им будет директор, с которым необходимо заключить трудовой договор по трудовому законодательству.
- Внести уставный капитал
Сумму уставного капитала нужно внести на расчётный счёт в течение 4 месяцев с регистрации компании. Передаваемое ООО имущество необходимо перерегистрировать на организацию в госорганах.
- Получить необходимые лицензии
Это требуется не для всех видов деятельности. Если планируется торговать алкоголем, выдавать кредиты и микрозаймы, проводить торги и аукционы или работать в косметической промышленности, то нужны специальные разрешения.
Все виды деятельности, при которых требуются специальные разрешения и лицензии, перечислены в законе ФЗ-99 от 04.05.2011 г.
- Зарегистрировать кассу
Работать с онлайн-кассами обязаны все компании, принимающие оплату наличными или по безналичному расчёту. ККТ регистрируется у оператора фискальных данных и в налоговой.
Выбрать кассовую технику, купить или арендовать кассу можно у партнёров ЮKassa.
О штрафах за отсутствие онлайн-кассы и нарушения в работе с ней подробно рассказали в этой статье.
- Сделать печать
Сейчас в законах нет жётского требования о наличии печати у ООО. При этом её отсутствие может негативно сказаться на доверии к компании. Изготовить печать можно в мастерской за несколько часов. Как правило, стоимость одной печати — несколько сотен рублей.
Заключение
Зарегистрировать ООО можно достаточно быстро, причём для этого даже не понадобится ехать в налоговую. Регистрация онлайн сэкономит не только время, но и деньги — ведь при таком способе не придётся платить госпошлину.