Франшиза — это форма ведения бизнеса, когда начинающему предпринимателю не нужно создавать концепцию, а достаточно взять уже готовый бизнес и работать под известной торговой маркой. Об особенностях работы по франчайзингу в разных сферах рассказали в статье.
Что такое франшиза
Это ведение деятельности под известным брендом по существующей модели за плату. В роли сторон выступают владелец товарного знака (франчайзер) и франчайзи — предприниматель, который приобретает право продавать товары и услуги под торговой маркой.
Эта форма ведения бизнеса появилась в Америке в середине XIX века. В то время создатель швейных машин Айзек Зингер и немецкая пивоварня «Шпатен» стали привлекать другие компании к использованию своих торговых марок. Причём продавать по франшизе можно что угодно: продукты, одежду, инструменты, технику, сладости, алкоголь, услуги связи, индивидуальный пошив и многое другое. Например, по франшизе работает большинство ресторанов быстрого питания, среди которых KFC, Burger King и подобные.
В России франшизы распространились с последнего десятилетия ХХ века, когда начала активно развиваться коммерция. Сети формировались как иностранными, так и местными компаниями. Франчайзинг быстро распространился благодаря тому, что подходит для бизнеса любого масштаба от маленьких кофеен до крупных торговых центров.
У работы по франшизе есть особенности. Предприниматель вкладывается во франшизу и при этом соблюдает регламенты и инструкции продавца, придерживается концепции бренда и его ценностей.
У владельца тоже есть обязанности. Он предоставляет готовые технологии, схемы и инструменты, позволяющие быстро начать получать прибыль. Детали взаимодействия сторон предусматриваются в договоре коммерческой концессии.
Для франшиз чаще всего применяют два вида платежей — паушальный взнос и роялти.
Паушальный взнос — это покупка права на работу по франшизе. Для этого платежа устанавливается фиксированная сумма.
Роялти — это ежемесячная аренда торговой марки. Иногда сюда же входят расходы на общую рекламу бренда. Этот платёж обязателен, даже если точка ещё не вышла на стабильный доход. Поэтому для франчайзи важно подготовиться к быстрому развитию или иметь финансовую подушку.
Плюсы и минусы работы по франшизе
Эта форма бизнеса имеет как преимущества, так и недостатки.
Чем хороша работа по франшизе
Такая модель быстро выгодна для обеих сторон: для франчайзи это быстрое расширение бизнеса, а для предпринимателей — работа под брендом, который уже пользуется спросом и вызывает доверие клиентов.
Среди плюсов можно выделить:
- раскрученный бренд;
- готовый бизнес-план и маркетинговые стратегии;
- постоянное консультирование;
- рекомендации по найму персонала;
- обучение команды;
- бонусы от франчайзера;
- готовые алгоритмы автоматизации бизнеса.
Предприниматель освобождается от необходимости выбирать программное обеспечение, подходящие товароучетные системы, онлайн-кассы, программы для эквайринга. Все рекомендации предоставляет франчайзер. Более 180 000 компаний, работающих по франшизе, используют сервисы ЮKassa, а значит, ещё перед покупкой проекта можно изучить предложения и возможности продуктов.
Какие недостатки есть у франшиз
Минусы такого формата, в основном, связаны с ошибками в работе и недостаточной подготовкой. Франчайзи не прилагают усилий по развитию бизнеса, так как считают, что достаточно купить франшизу, чтобы всё работало как надо. Другие вносят корректировки в концепцию и не следуют рекомендациям владельца. Также среди грубых нарушений —несоблюдение сроков и халатное отношение к платежам.
Чтобы работа по франшизе не вызывала разногласий и взаимных претензий, детали лучше обговорить и закрепить до старта.
Какие существуют виды франшиз
Франчайзинг делится на несколько видов в зависимости от формы взаимодействия сторон:
- мастер-франшиза — это перепродажа иностранной франшизы в своей стране. В этом случае франчайзи становится официальным представителем зарубежной компании;
- множественная франшиза — в этом случае один франчайзи может открыть несколько точек продаж;
- эксклюзивная на закрепленной территории исключает продажу франшизы конкурентам на той же территории.
Также франшизы классифицируют по типу объекта для передачи прав — производственную, товарную, сервисную и деловую.
Существует ещё обратный франчайзинг — когда франчайзер предоставляет товары и технологии продаж, а франчайзи получает проценты.
У франшиз в разных сферах свои особенности, но для потенциальных франчайзи есть несколько типовых этапов. Нужно:
- оценить свой инвестиционный потенциал;
- изучить каталоги франшиз;
- выбрать желаемое направление;
- выбрать удобную модель франчайзинга;
- проанализировать востребованность предложения франчайзера;
- изучить действующих франчайзи;
- разобрать предлагаемую финансовую модель;
- внимательно изучить условия договора;
- подготовить условия для начала работы;
- соблюдать инструкции собственника после старта.
Франшиза — привлекательная модель бизнеса, в которой при правильном подходе выигрывают обе стороны. Чтобы проект быстрее вышел на стабильный доход, важно учитывать рекомендации владельца и при этом анализировать рынок и изучать тенденции. Важно не забывать о финансовом планировании и
Для эффективной работы важно выбрать проверенные инструменты: товароучётные системы, онлайн-кассы, программы для эквайринга и другие. Практичные решения можно найти в сервисах ЮKassa и партнёров.