Казенное учреждение обратилось в суд с иском к подрядчику, взыскать по госконтракту пени и штрафы – 29 967 181 рублей 56 копеек пеней и 6 777 081 рубля 09 копеек.
Компания не выполнила часть обязательств по госконтракту, и потому ч нее решили взыскать пени и штрафы. Пени за определенные этапы невыполненного контракта, а штрафы за невыполнение работ по контракту.
Суды в трех инстанциях отказались взыскивать пени – по их мнению, истец не указал, какие конкретно обязательства ответчик не исполнил. В договоре было указано, что пени как раз будут взыскиваться за невыполнение работ в срок.
Верховный суд указал, что законодательство о госзакупках строится на положениях ГК. В ГК, в статье 329, указано, что исполнение обязательства может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Статья 330 ГК указывает, что неустойка может быть предусмотрена в том числе за просрочку исполнения обязательства. Она может быть, как в твердой сумме (штраф), так и в виде периодически начисляемого платежа (пени). Об этом сказано в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7.
При этом можно применять одновременно несколько видов неустоек за различные нарушения, комбинировать пени и штрафы как единую неустойку за одно нарушение.
Часть 6 ст. 34 Закона №44-ФЗ разрешает в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в случаях неисполнения, или ненадлежащего исполнения, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (пеней, штрафов).
Согласно п. 7 ст. 34 Закона №44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ключевой ставки ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренным контрактом и фактически исполненным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Законодательством может быть установлен и другой порядок уплаты пеней.
Штрафы же начисляются за неисполнение (ненадлежащее) исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафов, согласно п. 8 ст. 34 указанного Закона, устанавливает Правительство.
Соответственно, законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства от других нарушений. То есть, пени – это специальная ответственность за просрочку исполнения. Штраф – ответственность за неисполнение обязательства.
Неисполнение обязательств по госконтракту свидетельствует как о просрочке его исполнения, так и нарушения условий контракта в целом.
В случае расторжения договора пеня за просрочку начисляется до момента прекращения договора. Одновременно может быть взыскан штраф за неисполнение контракта, послужившее поводом для его расторжения. В виде фиксированной суммы.
В итоге, ВС направил дело в первую инстанцию на новое рассмотрение.
Дело № А40-104831/2021.