Гражданку признали банкротом с реализацией имущества, от исполнения обязательств перед кредиторами ее не освободили. Она пыталась оспорить определение первой инстанции, но апелляция и кассация менять ничего не стали.
Однако Верховный Суд на этот счет высказал другое мнение.
Всего в реестр требований кредиторов были включены требования двух банков, на общую сумму 2 254 707 руб. 07 коп.
Отказали должнице в освобождении от долгов из-за ее, по мнению судов, недобросовестного поведения. Оно выразилось в том, что в преддверии банкротства должница продолжала брать кредиты, платежи по которым превышали ее доходы. Суды также указали, что привлечение заемных средств в таких размерах было нецелесообразно.
Однако ВС указал, что принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для неосвобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является.
Иными словами, неразумное поведение в виде принятия на себя большого количества кредитных обязательств, не является недобросовестным, когда банкротство фиктивно, когда идет сокрытие или вывод имущества, или когда управляющему передаются недостоверные сведения.
Тем более, должница свое финансовое состояние от банков не скрывала, однако там все равно предоставляли ей кредиты.
В итоге, Верховный Суд от долгов должницу освободил.
Дело № А05-11/2021.