УПФР взыскивало с общеобразовательного учреждения ущерб в сумме 584 081 руб. 09 коп. Первая инстанция требования удовлетворила, апелляция решение оставила в силе. А вот кассация пришла к противоположным выводам.
Суды установили, что учреждение, как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, направляло в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении 89 застрахованных лиц. Впоследствии поданные сведения были отменены, что, по мнению ПФР, свидетельствовало об отсутствии в их составе данных на 29 застрахованных лиц. В связи с этим, Фонд принял решение выплатить в отношении этих лиц страховую пенсию.
Через два месяца данные были скорректированы по форме СЗВ-М «дополняющая». В итоге, ПФР пришел к выводу, что выплатил застрахованным лицам излишнюю пенсию в указанном выше размере. Эту сумму ПФР решил взыскать со страхователя через суд.
Кассация указала, что на основании статей 15, 1064 ГК, ч. 2 ст. 28 Закона №400-ФЗ, ущерб, причинённый ПФР из-за недостоверных сведений, поданных в СЗВ-М, подлежит возмещению. Ущерб выразился в перерасходе средств на выплату пенсий.
Однако в рассматриваемом деле после излишне выплаченных сумм страховой пенсии по 29 застрахованным лицам, страхователь в дальнейшем подавал корректные данные. А потому, ПФР мог самостоятельно понять, что идет перерасход, и прекратить выплаты. Так как корректные сведения подавались с определенной даты, то до этой даты ущерб учреждение должно возместить. Суд его пересчитал, сумма вышла 389 689 руб. 66 коп.
В остальной части требований кассация отказала.
Дело № А78-1441/2022.