Компания предъявила иск к своему гендиректору о взыскании убытков в размере 14 843 056 руб. 35 коп. В трех инстанциях ей отказали, Верховный Суд распорядился передать дело на рассмотрение Коллегии.
Ответчик являлся генеральным директором компании до 31 декабря 2019 года, после с ним трудовой договор был расторгнут в связи с истечением срока.
В компании была проведена внутренняя проверка ФХД за 2018-19 года, в ходе которой было установлено, что ответчик начислял себе вознаграждение в большем размере, чем это было предусмотрено трудовым договором.
Истец утверждал, что уставом компании директору без согласия работодателя не разрешено делать такие выплаты. При этом, собрания участников с вопросом повестки дня о премировании гендиректора также не проводилось.
Суды компании отказали, руководствуясь положениями ГК, Закона 14-ФЗ «Об ООО», пунктами 1, 2, 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №62, пунктом 7 постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 № 21. При этом суды исходили из того, что ответчик добросовестно исполнял свои обязанности. Согласно трудовому договору, ответчик имел право, как поощрять сотрудников, так и налагать на них взыскания. Поскольку он также являлся сотрудником, нарушений суды тут не усмотрели.
Суд первой инстанции также отметил, что гендиректор не менял свой должностной оклад. А в части стимулирующих выплат в ЛНА и уставе компании не было прямого запрета для их назначения гендиректором себе самому.
Верховный Суд, выслушав мнения сторон, в итоге направил дело на пересмотр в первую инстанцию. Выяснилось, что в компании не был определен порядок премирования именно директора, для которого работодателем, по мнению судьи, является не кто-то из участников, а их общее собрание. Но и переводы на его счет с участниками не были согласованы — просто подпись директора и бухгалтера.
Дело № № А40-121758/2021.