Конкурсный управляющий компании-банкрота обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий с уполномоченным органом (ФНС) по вопросу уплаты налога на прибыль с денег, полученных при продаже имущества должника. По мнению КУ, этот налог подлежал уплате в счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов.
Суды первой и апелляционной инстанции заявление управляющего удовлетворили. Ключевые выводы:
– расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества должника, являющегося предметом залога, относятся к текущей задолженности и покрываются за счет выручки от реализации заложенного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором;
– уплата налога на прибыль с продажи имущества должника, не являющегося предметом залога, производится за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Кассация судебные акты изменила, указав, что расходы по уплате налога на прибыль с продажи имущества должника, являющегося предметом залога, производятся за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Дело рассматривал Верховный Суд. Он установил, что в ходе процедуры банкротства КУ проводил торги, на которых было реализовано имущество должника, как являющееся предметом залога, так и не являющееся таковым. Налоговая выставила требование в адрес должника об уплате налога на прибыль на общую сумму 1 592 692 руб. Впоследствии было принято решение задолженность взыскать, выставлены инкассовые поручения.
Налоговая в кассационной жалобе указала, что ранее в отношении имущества, реализованного на торгах, применялся механизм амортизации в соответствии со ст. 259 НК, уменьшающий налоговую базу полученной прибыли, что компенсировало затраты налогоплательщика в предыдущих налоговых периодах. Тем самым сначала налогоплательщиком была уменьшена налоговая база по налогу на прибыль путем амортизации имущества. Затем налогоплательщик фактически оказался фактически освобожден от уплаты налога в связи с тем, что очередность удовлетворения требований налоговой оказалась за кредиторами третьей очереди.
Датой окончания отчетного периода по спорному налогу на прибыль является 30.06.2021, в то время как дело о несостоятельности должника возбуждено 18.12.2017, следовательно, налог на прибыль подлежит удовлетворению в режиме пятой очереди текущих платежей (статья 5, пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
Верховный Суд передал жалобу на рассмотрение СКЭС. Заседание пройдет сегодня, 8 декабря. Ждем итогов.
Дело № А09-15885/2017.