Покупательница квартиры (ДДУ) обратилась в суд с иском к застройщику, поскольку переданная ей квартира оказалась с недостатками, исправлять которые ответчик отказался.
Суд первой инстанции обязал застройщика безвозмездно устранить недостатки, в пользу истицы взыскан материальный ущерб в общей сумме 140 820 руб., неустойка в размере 50 тыс. руб., компенсация морального вреда в размере 50 тыс. руб., штраф в размере 70 410 руб.
Апелляционная инстанция решение изменила. Неустойка была снижена до 30 тыс. руб., штраф до 30 тыс. руб., моральный вред суд оценил в 5 тысяч рублей. Кассационная инстанция в выводах апелляционного суда менять ничего не стала. Дело дошло до Верховного Суда.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с выводами апелляционной инстанции о размерах сумм неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.
Верховный Суд указал, что в спорах коммерческих компаний с потребителями законодатель специально установил повышенный размер неустойки в целях побуждения исполнителей к надлежащему оказанию услуг в добровольном порядке и предотвращения нарушения прав потребителей. Снижение неустойки не должно повлечь выгоду для стороны, ведущей себя недобросовестно, особенно в спорах коммерческих компаний с потребителями.
Апелляционный суд, снижая размер неустойки, формально сослался на ее несоразмерность, однако конкретных мотивов для этого не привел. А ответчик доказательств исключительности этого случая и несоразмерности неустойки не представил. Апелляционный суд исходил из факта исполнения застройщиком принятых обязательств, однако сведений об этом в материалах дела отсутствуют.
В итоге, Верховный Суд отменил выводы апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Дело № 18-КГ22-103-К4.