Об этом Минфин дал разъяснения в Письме от 5 декабря 2022 г. № 03-03-06/1/118688.
В ведомстве напомнили, что для целей главы 25 НК все расходы должны соответствовать общим требованиям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК. А именно, расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Документально подтвержденные расходы – подтвержденные документами затраты. Документы должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством, либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве (на территории которого они были произведены). Также косвенно могут подтвердить расходы: таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором.
Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает каждый факт хозяйственной жизни оформлять первичным документом, составляемым на бумаге и (или) в виде электронного документа на электронном носителе (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Последний подписывается электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
При этом, книга продаж, составляемая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнений (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», к первичным учетным документам не относится, а потому, обоснованием для произведенных расходов для целей главы 25 НК не является.