Об этом Минфин рассказал в Письме от 10 февраля 2023 г. № 03-03-06/1/10911.
В ведомстве указали, что пп. 5 п. 3 ст. 39 НК не признает реализацией товаров, работ или услуг передачу имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (а также его правопреемнику или наследнику) при выходе из этого общества или товарищества. А также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) между его участниками.
При определении налоговой базы, в силу пп. 4 п. 1 ст. 251 НК, не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником) при уменьшении уставного капитала, при выходе из организации или при распределении имущества организации при ее ликвидации.
Следовательно, если действительная стоимость доли участника общества при выходе из состава участников превышает фактические расходы по приобретению им такой доли, то выплата в части, превышающей взнос этого участника в уставный капитал общества, признается для целей налогообложения доходом налогоплательщика-участника общества.
Соответственно, доход участника-юрлица организации определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества. Указанный доход квалифицируется в качестве дивидендов. Российская организация, выплачивающая участнику доходы при его выходе из общества, признается налоговым агентом по доходам такого участника в виде дивидендов (пункт 3 статьи 275 НК).