Компания представила декларацию по налогу на прибыль, налоговики провели ее камеральную проверку. По результатам проверки копанию оштрафовали по п. 1 ст. 122 НК, на 73 901 руб. (с учетом смягчающих штраф уменьшен в 4 раза). Этим же решением был доначислен налог на прибыль в сумме 1 478 227 руб., плюс пени.
Основанием для такого решения послужил вывод налоговиков о неправомерном невключении в состав внереализационных расходов невостребованной кредиторской задолженности перед одним из контрагентов.
Компания оспорила решение налоговиков в арбитраже, суды первой и апелляционной инстанций ей отказали. С делом разбирался суд округа.
Компания не включила кредиторку во внереализационные доходы, решив, что раз контрагента принудительно исключили из ЕГРЮЛ (из-за недостоверных сведений), то дохода тут нет. Поскольку исключение из реестра ликвидацией не является.
Суды напомнили, что перечень оснований для списания кредиторской задолженности является открытым. Гражданский кодекс в ст. 419 указывает, что обязательство прекращается ликвидацией юрлица, кроме случаев, когда исполнение его обязательства возлагается на другое лицо.
В рассматриваемом деле деятельность контрагента прекращена путем его исключения из ГЕРЮЛ. Обязательства прекращены, задолженность взыскать нельзя. А потому, компания была обязана учесть спорную кредиторскую задолженность как невозможную к взысканию во внереализационных доходах в отчетном (налоговом) периоде.
В итоге, кассация компании также отказала.
Дело № А75-10502/2022.