Увольнение главбуха по собственному желанию – интересные вопросы | Канал Нетипичный бухгалтер (@netipichniy_buh) | Мегасреда | 16.08.23, 12:00:06
Материал 16.08.23, 12:00

Увольнение главбуха по собственному желанию – интересные вопросы

Должен ли главбух предупредить нанимателя об увольнении за «стандартные» 2 недели?

Или ему необходимо учесть специфику работы, передачу дел и тому подобное и сообщить о своем решении уйти за более длительный срок?

С вопросом разбирался Роструд а разделе «Вопросы и ответы» на сайте.

Специалисты Роструда указали, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за 2 недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом (ст. 80 ТК РФ). Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

В Роструде отметили, что каких-либо НПА, которые устанавливают для главных бухгалтеров иной срок предупреждения об увольнении, не существует. Поэтому главбух предупреждает работодателя в стандартный срок — не позднее, чем за 2 недели до увольнения.

Обязательно ли проводить инвентаризацию при увольнении главбуха?

Обязательно, если в трудовом договоре с главбухом закреплено условие о полной материальной ответственности (ч. 2 ст. 243 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Инвентаризацию при этом проводят по общим правилам, без особенностей.

Если же в трудовом договоре такого условия нет, то обязательность проведения инвентаризации при увольнении главбуха можно зафиксировать в ЛНА, например, в положении об инвентаризации (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).

Нужно ли так делать? Как показывает практика – очень желательно. Если не провести инвентаризацию, то потом, в случае недостачи или утраты материальных ценностей, сложно будет доказать, что они произошли в период полномочий конкретного главного бухгалтера, и взыскать с него убытки.

Что должен передать главбух при увольнении?

Конкретный перечень дел, которые подлежат передаче при увольнении главбуха, законом не установлен. Как правило, передаче подлежат документы, денежные средства и материальные ценности (например, печати, ключи от офиса и сейфа и т.д.), за сохранность которых несет ответственность главбух.

К документам, которые подлежат передаче, относятся, например, такие:

— учредительные документы (если они в ведении главбуха);

— регистрационные документы, например свидетельство ИНН организации, документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и т.п.;

— документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского и налогового учета, в частности учетная политика, налоговая и бухгалтерская (финансовая) отчетность, бухгалтерские и налоговые регистры, налоговые декларации, первичные учетные документы и др.;

— сертификаты ключей ЭЦП для электронного обмена документами с банками и контролирующими органами;

— акты проверок контрольных (надзорных) органов.

Кроме этого, целесообразно взять с уходящего главбуха пояснения, касающиеся ведения учета, предоставления отчетности, порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями, а также с контрагентами, аудиторской организацией и контролирующими органами.

Такие пояснения и документация позволят разграничить ответственность между прежним и новым главбухом.

Отметим, что имущество организации и финансовые обязательства (обязательные платежи, расчеты) подлежат передаче в ходе инвентаризации, о чем мы уже рассказали.

Что еще понадобиться сделать?

В некоторых случаях работодателю увольняющегося главбуха (или новому главбуху по поручению работодателя) может понадобиться передать информацию о такой замене другим заинтересованным сторонам. Например:

— собственникам организации (если такое требование прописано в уставных документах, ЛНА);

— третьих лиц, перед которыми главбух представлял интересы работодателя (например, нужно известить об утрате полномочий и отмене доверенностей СФР).

Также увольнение главбуха потребует переоформления банковских карточек с образцами подписей и оттиска печати, замены сертификат ключа электронной подписи в системе «Клиент – банк», если у главбуха было право подписи банковских документов (п. п. 5.1, 5.8 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И).

@netipichniy_buh
Для журнала

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Канал Нетипичный бухгалтер был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства