Обязан ли самозанятый использовать онлайн-кассу и отправлять чеки
Да, по закону № 54-ФЗ самозанятые должны передавать клиентам чеки.
Чек можно отправить:
• в момент расчёта — наличными или на банковскую карту самозанятого;
• после приёма оплаты, но не позже 9-го числа следующего за расчётным месяца.
С сервисом ЮKassa чеки отправляются покупателю автоматически, сразу после оплаты. Так самозанятые могут избежать ошибок при ручном вводе и не пропустят дату отправки чеков.
Как принимать платежи без сайта?
Для приёма оплаты через сайт для самозанятых у ЮKassa есть готовый модуль, подходящий для большинства конструкторов сайтов. Его можно скачать и настроить по инструкции. При этом помощь программиста не потребуется. Для подключения нужно встать на учёт в ФНС, зарегистрироваться в ЮKassa и заключить договор.
Деньги от покупателей можно принимать и без сайта. Для этого в личном кабинете приложения ЮKassa создаётся счёт на оплату в виде ссылки, смс, письма или QR-кода. Покупатель сканирует код или переходит по ссылке на платёжную форму, где выбирает способ оплаты.
Как стать самозанятым
Самозанятые работают на специальном налоговом режиме и платят налог на профессиональный доход (НПД). Ставка составляет 4% при приёме оплаты от физлиц и 6% — при оплате от юрлиц и ИП. Доход самозанятого за год не должен превышать 2,4 млн рублей. После каждой оплаты самозанятый создаёт чек, который отправляет клиенту и в налоговую. По сведениям из чеков ИФНС ежемесячно присылает счёт на уплату налога. Никакой отчётности самозанятые не сдают.
Работать на НПД могут физлица и ИП без работодателя и наёмных сотрудников. При этом действуют исключения, полный их список есть в законе о самозанятых.
Зарегистрировать самозанятость можно в сервисе «Своё дело» или подать заявление через «Госуслуги». НПД действует по всей России.
Для регистрации в качестве самозанятого необходимо:
• гражданство РФ или стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии);
• быть старше 14 лет.
Перестать быть самозанятым тоже просто: для этого не нужно посещать инспекцию. Есть несколько способов сняться с учёта:
через банковский сервис, в котором самозанятый регистрировался;
подать заявление через Госуслуги;
если самозанятый перестал соответствовать требованиям (например, его доход превысил 2,4 млн рублей, нанял сотрудников или занялся перепродажей товаров), налоговая служба сама снимет его с НПД.
Может ли ИП стать самозанятым
Да, ИП, как и физические лица, имеют право на применение НПД. Для этого налогового режима не установлено конкретных видов деятельности, но есть ограничения, установленные в законе № 422-ФЗ.
Самозанятые могут:
• продавать товары собственного производства. Например, делать торты на заказ;
• оказывать услуги: делать маникюр или причёски, делать уборку, фотографировать и т. п.;
• реализовывать имущественные права. К примеру, это может быть сдача квартиры в аренду.
Совмещать самозанятость с другими налоговыми режимами нельзя. С момента регистрации в качестве плательщика НПД у предпринимателя есть 30 дней, чтобы уведомить ФНС об отказе от применявшегося налогового режима. Статус ИП при этом не утрачивается. Если уведомление не подать, то налоговая аннулирует самозанятость ИП.
Предпринимателям, которые перешли на НПД, после отказа от прежнего режима не нужно по нему отчитываться. Самозанятые также не сдают отчётность: всю необходимую информацию ФНС получает из чеков.
Как автоматизировать отправку чеков
С ЮKassa чеки формируются и отправляются клиентам и в ФНС автоматически в момент оплаты. Это позволяет избавиться от рутины и избежать ошибок, которые случаются при ручном вводе.
Самозанятые могут выбрать подходящий вариант:
• для сайтов есть готовый модуль, который легко интегрируется без разработчика;
• тем, кто работает через соцсети и мессенджеры, подойдёт сервис выставления счетов.
Отправка чеков автоматизируется в 4 шага:
1. Встаньте на учёт в налоговой как самозанятый. Например, через мобильное приложение «Своё дело».
2. Зарегистрируйтесь в ЮKassa. Для этого нужны почта, номер телефона и ваш ИНН.
3. Заключите с нами договор. Это делается онлайн, понадобится отправить скан подписанного договора. После этого можно выставлять счета.
4. Установите модуль ЮKassa на свой сайт по инструкции.