Что такое управленческий баланс и как с ним работать | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 13.10.23, 16:11:28
Статья 13.10.23, 16:11

Что такое управленческий баланс и как с ним работать

На некоторые вопросы собственника нельзя ответить без точных расчётов. Сколько стоит компания? Окупятся ли вложения? Беднеет бизнес или богатеет? Ответы на них нужно искать в управленческом балансе. Что это за отчет, как он помогает бизнесам развиваться и как с ним правильно работать, рассказали в статье.

Отличия управленческого баланса от бухгалтерского

Управленческий баланс — это один из главных отчетов собственника. Он содержит полную информацию о финансовом положении компании на конкретный момент времени.

Этот финансовый отчет можно сравнить с рентгеновским снимком бизнеса, который покажет, богат он или близок к банкротству. А ещё поможет узнать точную стоимость компании и насколько эффективно задействуется собственный капитал. Получить эту важную для собственника информацию из других отчётов не получится.

Управленческий баланс часто путают с бухгалтерским, но это не одно и то же. Бухгалтерский баланс — это обязательная форма финансовой отчетности предприятия, закреплённая в Федеральном законе «Обухгалтерском учете» (№ 402‑ФЗ). Его составляют раз в год и сдают в налоговую (ФНС) в период с 1 по 31 марта. За несдачу этого отчета грозит денежный штраф. Структура бухгалтерского баланса строго регламентирована: он заполняется по унифицированной форме, менять которую запрещено.

Управленческий баланс — это внутренний инструмент организации, необходимый для эффективного управления ею. В отличие от бухгалтерского, этот отчет не является обязательным и не имеет строгой формы: его можно адаптировать под запросы конкретного бизнеса, убрать неактуальные статьи, расширить аналитику. То есть сделать так, чтобы его структура отвечала целям управления.

Управленческий баланс рекомендуется составлять раз в месяц или в квартал, собственник должен получать его вместе с остальными отчётами. Сборка его вручную занимает много времени, но есть специализированные сервисы финучета, в которых балансовый отчет формируется автоматически.

Зачем компании управленческий баланс

Многие ошибочно полагают, что управленческий баланс нужен только большим предприятиям, а малому и среднему бизнесу будет достаточно отчётов о движении денег (ДДС) и о прибылях и убытках (ОПиУ). Это убеждение проистекает из незнания, для чего вообще нужен этот отчёт, а ведь именно он даёт ответы на главные вопросы собственника.

Управленческий баланс покажет:

Откуда взялись деньги и на что они были потрачены.

Например, куда были вложены средства, взятые у кредиторов и инвесторов.

Сколько стоит компания.

Для этого нужно будет сложить стоимость всех её активов и вычесть из полученной суммы все обязательства.

Почему прибыль есть, а денег нет.

Если отчёты показывают хорошую прибыль, а в кассе денег нет, стоит поискать их в запасах или дебиторке. Стоимость этих активов отражается в балансе, а подробности можно прочитать в статье.

Сколько дивидендов можно вывести. Даже если у организации хорошая прибыль, но есть большие обязательства перед кредиторами, выводить много денег на себя не стоит. Узнать размер обязательств можно в разделе «Пассивы».

Эффективно ли задействуются вложенные в бизнес средства.

Баланс поможет рассчитать рентабельность собственного капитала и оценить, что было выгоднее: вложить деньги в бизнес или положить на депозит в банке.

Кому в действительности принадлежит компания.

Это может стать неприятным открытием для собственника, но если заёмный капитал в разы превышает собственный, то компания по факту принадлежит кредиторам.

«От баланса ничего не скроешь — собственник может доверять этому отчету и принимать решения с опорой на него. Иногда он действует отрезвляюще: например, предприниматель видит, что у него достаточно денег на счетах, а балансовый отчет показывает, что большая часть этих средств не принадлежит бизнесу. Значит, не время расслабляться».

Елена Чумакова, финансовый директор, методолог Финтабло

А ещё баланс помогает привлечь инвесторов — это первый отчёт, который они запросят. По балансу потенциальный инвестор оценивает ваш бизнес: на свои средства вы развиваетесь или на заёмные, растёте ли в деньгах из года в год и сможете ли вовремя вернуть его деньги с процентами. Если у вас цель привлечь инвестиции — составляйте баланс.

Структура управленческого баланса

Баланс состоит из двух уравновешенных блоков: активов и пассивов.

Активы показывают, чем владеет компания, то есть то, что можно продать за деньги: оборудование, здания и помещения, товары на складе, техника и мебель в офисе, долги контрагентов, а также деньги на счетах.

А пассивы показывают, на какие средства это было куплено: на собственные деньги организации (собственный капитал), на заёмные средства, на деньги поставщиков и клиентов.

Структура активов

Активы делятся на внеоборотные и оборотные.

Внеоборотные активы — это имущество бизнеса, которое применяется в производстве длительное время, больше одного года. Они менее ликвидны, чем оборотные, и, по сути, выступают основой производства.

К внеоборотным активам относят:

Основные средства — всё то, что можно потрогать руками: оборудование, мебель, помещения, здания, машины. Прочие внеоборотные активы, которые потрогать нельзя. Например, нематериальные активы в виде сайта компании или товарного знака.

Оборотные активы — это те ресурсы бизнеса, которые участвуют в операционном цикле продажи товара или оказания услуги. Они расходуются сразу и приносят доход в сроки до одного года, т. е. являются ликвидными.

К оборотным активам относят:

Запасы: товары, которые хранятся на складе, незавершённое производство, сырьё и материалы. Дебиторскую задолженность — долги контрагентов перед компанией. Дебиторка бывает денежной — когда покупатель ещё не оплатил оказанную нами услугу или поставленный товар, и неденежной — когда контрагент ещё не выполнил оплаченные нами обязательства. Деньги — все средства на счетах компании. Это самый высоколиквидный актив бизнеса: чем больше их в обороте, тем лучше. Прочие оборотные активы: расходы будущих периодов и суммы НДС с полученных авансов.

Контролируя динамику активов, собственник держит под контролем средства компании. Например, незавершённое производство необходимо отслеживать, чтобы в организации не было «пустых» трат: всё произведённое должно быть реализовано. В противном случае незавершёнка будет расти и отнимать деньги бизнеса.

Структура пассивов

Пассивы состоят из капитала и обязательств. Капитал — это свои деньги, а обязательства — чужие.

Собственный капитал — это деньги, вложенные в бизнес его владельцем, а также объём нераспределённой прибыли, которую бизнес успел заработать и реинвестировать в развитие или отложить в фонды. Размер капитала не статичен, он постоянно меняется. Чтобы его узнать, нужно из суммы всех активов вычесть сумму обязательств. Полученное значение — это те деньги, которые непосредственно работают в бизнесе.

Важно следить за динамикой собственного капитала, это поможет сформировать представление о финансовом здоровье бизнеса. Если он растёт — предприятие богатеет, а если сокращается — беднеет.

Обязательства — это то, что компания должна кому-либо, то есть заемные средства.

К обязательствам относятся:

Краткосрочные кредиты и займы, требующие погашения в срок до одного года; Долгосрочные кредиты и займы, требующие погашения в срок свыше одного года; Кредиторская задолженность: например, долги перед сотрудниками, налоговой и поставщиками, а также полученные авансы от покупателей.

Когда обязательств становится слишком много, это говорит о том, что управление ими ведётся неверно. Возможно, организация часто затягивает с выплатами поставщикам и сотрудникам или набрала много кредитов. Бизнес, в котором заёмный капитал превышает собственный, фактически принадлежит уже не своему владельцу, а кредиторам.

Почему активы всегда равны пассивам

Важно запомнить: активы всегда равны пассивам. Их суммы должны сходится друг с другом, так как пассивы — это средства, на которые были куплены активы, соответственно они не могут быть больше или меньше их. Понять это правило поможет простой пример:

У Кристины стоматологическая клиника. Она решила расшириться и оборудовать ещё один кабинет. Для этого ей нужно приобрести стоматологическую установку стоимостью 5 млн руб. Сейчас таких денег у Кристины нет, поэтому она берёт их в кредит. Соответственно активы клиники пополняются новым оборудованием на 5 млн руб., а пассивы — кредитными средствами на точно такую же сумму. Стоимость активов всегда равна сумме средств, на которые они были куплены.

Свести баланс вручную сложно: нужно просмотреть всю финансовую отчетность предприятия за конкретный период, учесть все операции и не забыть про НДС. Любое упущение может привести к расхождению активов и пассивов. Сборка вступительного баланса может занять несколько недель, а каждого последующего — до нескольких дней, из-за чего данные о финансовом состоянии бизнеса доходят до собственника с задержкой. Решить эту проблему и получать актуальный баланс предприятия к нужному сроку поможет автоматизация.

В Финтабло баланс собирается автоматически на основании данных из других отчетов и модулей. Он формируется по принципу двойной записи: это значит, что при внесении новой операции меняются как активы, так и пассивы, поэтому баланс всегда сходится. Если же он не сошелся, нужно проверить другие отчеты (ОДДС и ОПиУ) на предмет ошибок. Таким образом баланс помогает контролировать правильность заполнения других отчётов.

Искать ошибки вручную, особенно при большом количестве операций — трудозатратно. Баланс в Финтабло упрощает этот процесс: ошибки в нём отражаются как аномальные значения, которых быть не должно. А при клике на них открывает подробная детализация, которая поможет найти источник ошибки и быстро её исправить.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства