Зачем консалтинговое агентство внедряет управленческий учёт своим клиентам | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 31.01.24, 11:40:08
Статья 31.01.24, 11:40

Зачем консалтинговое агентство внедряет управленческий учёт своим клиентам

Консалтинговое агентство «Основа» после трёх лет работы начало внедрять всем своим клиентам управленческий учёт. Рассказываем, почему, зачем, и что это дало.

Задачи: Помочь клиентам навести порядок в их бизнесах, чтобы решать их проблемы и внедрять изменения.

Бизнес: Агентство со сложными услугами: маркетинговые стратегии, бренд-коммуникации, масштабирование, привлечение инвестиций, комплексное продвижение, продажи, дизайн, финансы.

Результаты: Бизнес клиента становится прозрачным: понятна структура, обороты, видны деньги и проблемы. Есть данные и инструменты для достижения целей бизнеса.

Кто работает с Финтабло: Внедрением и обучением занимается «Основа», а ведёт учёт человек на стороне клиента.

О компании

Агентство «Основа» помогают бизнесам запускать новые направления, масштабироваться, привлекать инвестиции.

Проводят аудит, выстраивают коммуникационные и маркетинговые стратегии, исследуют рынки, продвигают бренды в интернете, наводят порядок в процессах и финансах, помогают найти инвесторов.

Работают как с корпорациями, так и с малым бизнесом.

Денис Поличко — основатель и управляющий партнёр.

Пётр Дьяков — сооснователь и старший партнёр, возглавляет финансовое направление.

90% клиентов не ведут управленческий учёт

Начиналась «Основа» как коммуникационное агентство: помогали крупным зарубежным брендам выходить на российский рынок и наоборот.

Со временем в агентство всё чаще стал обращаться средний и малый бизнес. Основной запрос был на маркетинг и масштабирование — так появилось консалтинговое направление.

И вот когда начали тесно работать с сегментом МСБ (малый и средний бизнес) выяснилось, что у 90% клиентов нет управленческого учёта. И это стало проблемой, которая не позволяла решать задачи:

  1. невозможно выстроить стратегию, не прокрутив все варианты на финансовой модели;
  2. непонятно, как оценивать результативность деятельности бизнеса без исторических данных;
  3. чтобы привлечь инвесторов или выгодно продать компанию, нужно показать рентабельность бизнеса и иметь достаточно подтвержденной информации, отражающей результаты деятельности;
  4. без понимания того, как выстроена экономика в бизнесе, невозможно масштабироваться, выстроить мотивацию и так далее.
«Главное, что даёт бизнесу управленческий учёт — это прозрачность. Без управленки мы как слепые котята. Поэтому стараемся донести до клиентов простую мысль: вы не можете понимать, что у вас происходит в бизнесе, если не считаете деньги».
Денис Поличко, основатель и управляющий партнёр агентства «Основа».

Решение. Стали внедрять управленческий учёт всем новым клиентам.

Для компаний с небольшим количеством денежных операций это может быть только Отчёт о движении денежных средств (ДДС), собранный в Excel или Google Sheets.

Остальным клиентам, производственным компаниям и бизнесам, у которых есть движения средств через карты физических лиц, — предлагают вести учёт в Финтабло.

«Сравнивали много инструментов. В Финтабло понравился интерфейс, функциональность, удобные дашборды. Впечатлила возможность автоматически подтягивать выписки из банков. Это важно для бизнесов, где есть движение денег по картам физических лиц».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Не могут привлечь инвестиции

Когда в «Основу» обращаются клиенты с просьбой найти инвесторов, нередко выясняется, что они даже не знают, какая точно сумма им нужна. И здесь снова всё упирается в необходимость внедрения управленческого учёта.

«Чтобы рассчитать, сколько средств нужно привлечь в компанию, нужно иметь сведённую финансовую модель. Потому что только по финансовой модели, по денежному потоку можно понять реальную потребность в деньгах. И, отталкиваясь от суммы, можно выбирать инструменты, с помощью которых эти деньги привлекать в компанию».
Денис Поличко, основатель и управляющий партнёр агентства «Основа».

Следующий этап после определения необходимой суммы — поиск инвесторов. Это могут быть банки или частные инвесторы — в любом случае они хотят видеть рентабельность бизнеса, чтобы понимать, сколько заработают, и способна ли компания в принципе вернуть деньги.

«Ни один адекватный стратегический инвестор не даст денег на развитие компании, если нет исторических данных о том, что в бизнесе происходит с точки зрения денег».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Решение. В ОПиУ и Балансе автоматически рассчитываются показатели, показывающие инвесторам эффективность бизнеса: операционная рентабельность, рентабельность по EBITDA, рентабельность по чистой прибыли.

Операционная рентабельность отражает, насколько эффективно расходуются средства на осуществление бизнес-процесса (производство товара или оказание услуги), генерирующего выручку. Иначе говоря, операционная рентабельность — это соотношение операционной прибыли (выручка за вычетом прямых/операционных расходов) к выручке.

Рентабельность по EBITDA показывает, насколько эффективно функционирует весь бизнес, то есть какую ценность он принёс за вычетом амортизации, налогов и процентов по обязательствам. Этот показатель часто используется в инвестиционной оценке, потому что отражает эффективность именно бизнес-модели — без дополнительной нагрузки в виде Leverage, налогов и амортизации основных средств.

Рентабельность по чистой прибыли — это отношение чистой прибыли к выручке. Финализирует итог деятельности за период.

Пример ОПиУ в Финтабло. Рентабельность оценивают по месяцам, по кварталам и за год Пример ОПиУ в Финтабло. Рентабельность оценивают по месяцам, по кварталам и за год

Не знают, как масштабировать бизнес

В «Основу» часто обращаются бизнесмены, которые хотят масштабироваться, но не понимают, как это сделать.

Когда в компании нет управленческого учёта, то решения, которые принимает руководство, обычно не дают нужного результата. При этом бизнес теряет время и деньги, а собственник всё больше нагружает себя операционкой и уже не видит бизнес глобально, не может трезво оценивать ситуацию.

Решение. Финансовое моделирование позволяет увидеть, к чему приведёт то или иное управленческое решение.Показатели, позволяющие оценить эффективность деятельности бизнеса, можно разделить на две группы: финансовые и бизнес-показатели.

Бизнес-показатели отражают эффективность управленческого решения, связанного с коммерческой и/или маркетинговой активностью. К ним относятся: количество уникальных клиентов, средний чек, Retention, Lifetime Value, показатели качества работы с клиентами и так далее.

Финансовые показатели помогают оценить окончательный результат управленческого решения. Это: выручка, чистая прибыль, EBITDA, коэффициенты рентабельности, ликвидности и так далее.

Например, при тестировании нового рекламного канала по бизнес-показателям видим рост количества уникальных клиентов, а по финансовым — рост выручки. Но чистая прибыль при этом не выросла на ожидаемую величину или того хуже — снизилась. Налицо «поломка» экономики бизнеса: один из компонентов расходной части подорожал или цена нового клиента в новом канале оказалась слишком высокой.

«Важно помнить, что масштабироваться можно, только когда:
- внедрена система управленческого учёта, честно и своевременно отражающая реальное положение дел по финансовым и бизнес-показателям;
- на основании исторических и текущих данных делается вывод, что экономика бизнеса рентабельна;

- строится прогнозная финансовая модель, на которую применяются новые вводные (увеличение рекламных бюджетов, расширение штата) и/или внедрение новых каналов выручки, бизнес-единиц и так далее;
- проводится стресс-тест модели, и делается вывод финансового моделирования.
Обычно при хорошей экономике масштабирования вывод финансового моделирования звучит так: “Даже при наступлении негативного события Х, снижении показателя Y, неподтверждении гипотезы Z, бизнес всё равно способен окупить расходы масштабирования за допустимый период, и/или самоокупиться за Х лет, и/или не принести существенных убытков”».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Денис и Пётр разработали методологию, которая позволяет за полгода увеличить прибыль компании в 1,5-2 раза.

Сначала проводят аудит бизнеса, внедряют управленческий учёт и строят финансовую модель. Только после этого начинают выстраивать административный и коммерческий блоки, тестировать рекламные каналы.

Через 3-4 месяца, когда в отчётах накопилась статистика, выстроен маркетинг, бизнес рентабелен, агентство помогает найти деньги, чтобы нарастить рекламный бюджет. Таким образом, прибыль компании быстро растёт.

«Есть разные модели масштабирования: через франчайзинг, привлечение банковских средств, за счёт собственных средств и так далее. И во всех этих случаях нужно отслеживать разные показатели.
Например, в случае масштабирования с привлечением заёмных средств, важно следить за тем, какой Leverage в компании. Это отношение собственного и заёмного капитала, отражает эффективность использования займов и общую закредитованность.Без управленческого учёта Leverage рассчитать невозможно».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Не видят проблем в бизнесе

Когда в компании нет управленческого учёта, собственник замечает проблемы, только когда они уже явно мешают бизнесу работать. Или видит, что прибыль падает, но не может понять, почему.

А причин может быть много: запутанные процессы, неудачные скрипты продаж, неадекватная мотивация менеджеров, человеческий фактор и так далее.

Решение. Управленческий учёт помогает увидеть неадекватности в бизнесе.

Например, у одного из клиентов «Основы» управленческий учёт подсветил проблему с мотивацией отдела продаж. Когда выстроили маркетинг и пошли хорошие лиды, в ОПиУ увидели, что менеджеры зарабатывают неадекватно много: больше чем РОП и коммерческий директор.

В результате полностью переработали мотивацию, перестроили коммерческий отдел и достигли более высокой эффективности при работе с лидами.

«Мы практически каждый день заходим под своим полным доступом в Финтабло и смотрим, что происходит с бизнесом. Это помогает вовремя увидеть и подсветить собственнику какую-то проблему. В том числе оцениваем показатели своей работы, чтобы понимать, в правильном направлении мы движемся или нет».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Как в «Основе» внедряют управленческий учёт клиентам

«Управленческий учёт нужен всем. Но именно автоматизация в Финтабло — нет.Наша миссия — всегда давать клиенту только то, что ему действительно нужно. Финтабло — не дешёвый инструмент. И бывает так, что эти деньги в моменте лучше потратить на что-то другое, например, на маркетинг. Тогда мы собираем ДДС в обычных таблицах.Через полгода мы возвращаемся к вопросу автоматизации, но тогда уже не строим учёт с нуля, а просто выгружаем в Финтабло имеющиеся исторические данные из ДДС».
Денис Поличко, основатель и управляющий партнёр агентства «Основа».

Процесс внедрения управленческого учёта «Основа» берёт на себя. Обычно это занимает около месяца. В это же время идёт активное обучение собственника.

«Мы считаем, что если собственник не знает управленку, то он не построит стабильный большой бизнес. Может, такое было возможно в 90-е или 2000 года, но сегодня любой бизнес — это про управление статистикой и умение влиять на цифры на уровне финансов, маркетинга и так далее».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Начинается работа всегда с Отчёта о движении денежных средств (ДДС). Это базовый отчёт, который показывает, что у бизнеса с деньгами, и даёт цифры для построения финансовой модели. Финмодель нужна, чтобы спрогнозировать нужные показатели, построить стратегию, оценить эффективность принимаемых решений.

ДДС даёт ответ на вопрос: остатки денег на считах снижаются или растут? ДДС даёт ответ на вопрос: остатки денег на считах снижаются или растут?
«Мы всегда советуем клиентам завести “Чат расходов”. У сотрудников не всегда получается в моменте внести операцию в отчёт, а сделать скрин операции, закинуть его в чат и подписать, что это был за расход, занимает супер мало времени. Так операции не потеряются. Потом из этого чата легко выгрузить данные в ДДС».
Денис Поличко, основатель и управляющий партнёр агентства «Основа».

Затем внедряют Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) и платёжный календарь. Баланс внедряют последним и только, когда он действительно нужен. Например, без Баланса не обойтись клиентам, которые хотят привлечь инвестиции или продать бизнес.

Ещё в «Основе» активно пользуются партнёрской программой Финтабло и получают 50% от суммы каждого внедрения сервиса своим клиентам.

«Сначала мы внедряем тариф “Денежный поток” (с ДДС) на три месяца и получаем свою агентскую комиссию. За эти три месяца отстраиваем движение денежных средств, объясняем собственнику, зачем это нужно и как работает. А потом выводим клиента на годовой тариф “Деньги и прибыль” (с ОПиУ) и повторно забираем свою агентскую комиссию».
Пётр Дьяков, сооснователь и старший партнёр агентства «Основа».

Результаты

  1. Собственники понимают, что происходит с их бизнесом, и принимают решения не интуитивно, а основываясь на цифрах. Знают, какие показатели нужно отслеживать и как на них влиять.
  2. У компаний отлажены процессы, вовремя замечаются и решаются проблемы.
  3. «Основе» легче достигать поставленных целей и демонстрировать результаты своей работы.
  4. Выстраиваются доверительные отношения между агентством и клиентом, где каждый стремится принести другому чуть больше пользы.
  5. Агентство дополнительно зарабатывает на партнёрской программе.

Зарабатывайте вместе с Финтабло

Внедряйте или рекомендуйте сервис клиентам за гарантированное вознаграждение

Узнать подробности

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства