Управленческий учёт в строительстве: проблемы и решения | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 25.01.24, 12:44:44
Статья 25.01.24, 12:44

Управленческий учёт в строительстве: проблемы и решения

В строительстве почти невозможно предугадать, чем закончится проект. Иногда вместо прибыли владельцы получают недострои и долги. Снизить риски помогает управленческий учёт. Но внедрить его мешают растянутые во времени этапы, обилие платежей, расчётов и общее состояние хаоса. В статье разберём основные сложности управленческого учёта и варианты их решения.

Проблема. Планирование исходя из бюджета стройки

В торговле или производстве, в отличие от строительства, бюджетирование более предсказуемо. Разрабатывается план продаж и считаются затраты с учётом договорённостей с поставщиками. Неучтённые траты или работы появляются редко.

Строители в своей деятельности чаще сталкиваются с непредвиденными тратами, для которых нет финансов. Часто требуется, чтобы предыдущая фаза строительства покрывала затраты следующей. Из-за этой особенности составлять планы начинают исходя из финансовой базы — сметы.

Как это влияет на учет. Без управленческого учета у компании нет достоверных данных о тратах и заработке. Организации часто не хватает денег на завершение строительства. Чтобы не замораживать строительство, компании залезают в кредиты, овердрафты и тратят будущий доход на выплату процентов.

Решение. Планировать этапы строительства

Бюджеты не резиновые, заказчики не готовы выходить далеко за лимиты. А в случае с госконтрактами строительная организация должна иметь достаточно ресурсов на всю стройку, так как она получает оплату только после завершения.

Программа Финтабло автоматизирует управленческий учёт в строительных компаниях. Она позволяет для каждой сделки ставить цель — задавать план, сроки завершения, разбивать на этапы. По мере выполнения можно прикреплять затраты в виде работ, которые подрядчики выполнили, а предприятие ещё не оплатило. Также можно отмечать использованные товары, которые купили ранее и загрузили в модуль учёта «Склад». Их себестоимость учитывается в расходах по проекту. Траты автоматически попадают в бюджет доходов и расходов по проекту (БДР).

На скрине видно, насколько компания приблизилась к плановым значениям по выручке, затратам и прибыли по проекту. Анализ можно провести с одного взгляда На скрине видно, насколько компания приблизилась к плановым значениям по выручке, затратам и прибыли по проекту. Анализ можно провести с одного взгляда

Посмотрим, как это работает, на примере Петра, который строит коттеджи под ключ.

Пётр заключил договор на строительство. Стоимость контракта — 5 млн руб. Срок сдачи — 30 октября 2023 года. Договорились, что заказчик будет переводить авансы перед каждым этапом.

Как развивались события:

1. Петр создал сделку в Финтабло. Прописал срок, стоимость.

На первой вкладке по сделке — краткая информация по финансам всего проекта, а на других — можно погрузиться в детали На первой вкладке по сделке — краткая информация по финансам всего проекта, а на других — можно погрузиться в детали

2. Разделил сделку на пять этапов.

3. Для расчёта стоимости первого этапа — проектирование — предприниматель выбрал в программе услугу из каталога. Цена — 30 тыс. руб. Также Пётр заложил в Финтабло покупку кирпича для следующего этапа.

К каждой сделке в Финтабло компания прикрепляет свой список товаров и услуг. Их можно выбрать из каталога или создать с нуля К каждой сделке в Финтабло компания прикрепляет свой список товаров и услуг. Их можно выбрать из каталога или создать с нуля

4. Заказчик перевёл аванс за проектирование — 15 тыс. руб. Деньги тут же появились в системе в отчётности по операциям. Пётр привязал их к отчёту План/Факт ДДС по этому заказу, чтобы данные не потерялись. Но аванс — это ещё не прибыль, потому что работа пока не закончена. Прибылью он станет после подписания акта.

5. Когда заказчик принял работу, Пётр внёс дату акта в Финтабло. После заказчик оплатил оставшуюся часть за первый этап, и Пётр снова «посадил оплату» на сделку. Сервис автоматически подвёл итоги первого этапа: посчитал сумму полученных оплат, выручки без НДС и вычел расходы. Итого чистый заработок за первый этап — 10 тыс. руб.

Финтабло собирает всю информацию по этапу в одном месте: платежи, выручку, расходы, рентабельность, даты Финтабло собирает всю информацию по этапу в одном месте: платежи, выручку, расходы, рентабельность, даты
В Финтабло есть разные варианты получения информации: можно открыть краткую сводку по БДР и БДДС или погрузиться в детали В Финтабло есть разные варианты получения информации: можно открыть краткую сводку по БДР и БДДС или погрузиться в детали

6. Дальше стройка шла по плану, но когда добрались до кровли, возникли сложности. Согласованную с заказчиком черепицу сняли с производства. Подходящий материал стоил дороже. Заказчик решил сэкономить на следующем этапе по отделке, чтобы остаться в рамках бюджета. Когда ведение учёта автоматизировано, бюджетирование идёт легче.

7. Укладка кровли обошлась вместо плановых 1 млн 200 тыс. руб. в 1 млн 600 тыс. руб. Затраты на отделку пришлось сократить на 400 тыс. руб.

Финтабло показывает, соблюдаётся ли бюджет. В нашем примере перерасход по одной статье компенсируется экономией по другой. В итоге план по списаниям выполняется Финтабло показывает, соблюдаётся ли бюджет. В нашем примере перерасход по одной статье компенсируется экономией по другой. В итоге план по списаниям выполняется

8. В результате Пётр выполнил заказ в срок и уложился в бюджет.

В блоге Финтабло рассказываем о решении других проблем: что делать, если нет типовых объектов и соглашений, и как быть с длительными сделками.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства