Штрафы за отсутствие маркировки рекламы недавно вступили в силу: для организаций они могут быть до полумиллиона рублей. Возникают закономерные вопросы: маркировка нужна всем, даже блогерам? А как маркировать? А исключения есть? Давайте разбираться.
Чтобы следить за актуальными материалами по законам, подписывайтесь на наш Телеграм — Что делать Консалт | Всё о налогах и законах. Публикуем новости об изменениях, кейсы, ответы на вопросы клиентов, ссылки на мероприятия, напоминания, что нужно сдать отчет. А еще разыгрываем бесплатные консультации от наших экспертов.
Надо ли блогеру маркировать рекламу
По общему правилу вся реклама, которую распространяют в интернете, нужно промаркировать. Это правило относится в том числе к рекламе у блогеров. Исключение: социальная реклама (ст. 18.1 Закона о рекламе).
Внимание! Если блогер размещает информационный пост, то маркировать его не надо. Об этом мы уже писали в статье по ссылке.
Как отличить рекламу от информации
Является ли информация в посте блогера рекламной или нет, госорганы будут решать индивидуально по конкретному случаю.
По мнению ФАС, рекламой не считается:
- информация о собственных товарах и услугах на собственном ресурсе. Соответственно, если блогер в своем блоге рассказывает о своих же продуктах, то это не реклама;
- обзор нескольких товаров или услуг в видеоролике, если его основной целью не является продвижение конкретного товара на рынке. Например, бьюти-блогер в видеоролике сравнивает косметику разных производителей;
- ограниченная интеграция. Когда сведения о товарах/работах/услугах включены в пост блогера, но они там просто упоминаются, а не рекламируются. Например, блогер сходил в театр, а после поделился с подписчиками своими впечатлениями и выложил фото и видео с мероприятия. Такой пост рекламой считаться не будет. Но если в посте будут призывы посетить именно этот театр, с указанием его адреса и афиши ближайших мероприятий, или блогер предложит подписчикам промокод со скидкой на билеты, то данную информацию могут признать рекламой.
Все, что нужно знать блогеру про расчеты с госбюджетом в 1С, пишут авторы Телеграм-канала «Лайфхаки в 1С»: подпишитесь, чтобы быть в курсе.
Как маркировать рекламу блогеру
Если информация в посте блогера является рекламой, то ее необходимо маркировать. В первую очередь необходимо зарегистрировать само рекламное объявление и получить идентификатор. Сделать это необходимо до распространения рекламы.
Исключение: прямые эфиры, поскольку при прямых эфирах невозможно определить, когда именно будет рекламная интеграция. В таком случае маркировку нужно сделать после того, как эфир проведут.
Чтобы получить идентификатор, нужно обратиться в специальную организацию – к оператору рекламных данных, или ОРД. Эти организации являются посредниками между участниками рекламной цепочки и Роскомнадзором. Реестр ОРД есть на сайте Роскомнадзора.
Внимание
Регистрирует креатив кто-то один. Это может быть сам блогер, рекламодатель или рекламное агентство. Кто именно должен это сделать – важно указать в рекламном договоре (Письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03-108552).
Где указать идентификатор
Порядок указания идентификатора зависит от вида объявления.
Если есть техническая возможность и ссылка в посте блогера ведет на сайт рекламодателя, то идентификатор можно зашифровать в такой ссылке.
Пример
https://site.ru/?erid=base58(protobuf)
Где: «site.ru» – название сайта; «erid» – наименование идентификатора рекламы.
Если идентификатор включен в ссылку, то в объявлении его можно не указывать.
В случаях, когда технической возможности нет, идентификатор нужно указать в самом объявлении, в зависимости от способа, которым разместили рекламу:
– текстовый формат – в начале объявления;
– текстово-графический формат – поверх объявления;
– видеоформат – в начале и (или) поверх видеоролика.
Внимание! Роскомнадзор в своем приказе отметил, что идентификатор нужно указывать именно в начале объявления. На вопрос о его размещении в конце поста представители Роскомнадзора ответили, что рассмотрят такую возможность, но нормативного документа по этому вопросу нет. Из этого следует, что если идентификатор перенесли в конец текста, то госорган может расценить это как нарушение процедуры маркировки рекламы (Приказ Роскомнадзора № 191 от 30.11.2022).
В обозначении идентификатора должны быть латинские буквы: ERID. Идентификатор рекламы должен быть читаемым и доступным для визуализации, а также быть контрастным по сравнению с самим объявлением. Соответственно, нельзя указать идентификатор белыми буквами на белом фоне. Об этом мы писали в статье «Топ-10 вопросов по интернет-рекламе».
Как отчитываться
Регистрация креатива – это только первый шаг в процедуре маркировки рекламы. После того как реклама запущена, необходимо ежемесячно отчитываться в Роскомнадзор через ОРД. Отчетность нужно сдавать в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором было распространение интернет-рекламы. Унифицированных форм отчетности нет, она формируется автоматически в личном кабинете в ОРД (пп. 10, 11 ПП РФ от 28.05.2022 № 974).
В отчетности следует указать:
- площадки, где был показан креатив;
- статистику показов;
- выполнение договорных обязательств (РП РФ от 30.05.2022 № 1362-р).
Видео недели
С 1 октября заработали новые штрафы по воинскому учету и компании уже начали наказывать по новым статьям. В экспертном стриме с Виктором Бочеевым разбираемся, как избежать штрафов.