Обзор важных изменений за ноябрь 2023. Часть 1 | КСК ГРУПП (@kskgroup) | Мегасреда | 15.12.23, 11:32:00
Статья 15.12.23, 11:32

Обзор важных изменений за ноябрь 2023. Часть 1

ФНС России утвердила новую форму пояснений к сообщению об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество и земельного налога

Приказом ФНС от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@ утвердили новую форму пояснений к сообщению об исчисленных суммах налогов.

Комментарий:

Приказ издан в соответствии с абз. вторым п. 6 ст. 363 НК РФ, абз. третьим п. 6 ст. 386, п. 5 ст. 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ) в целях обеспечения представления в налоговые органы на бумажном носителе или в электронной форме пояснений налогоплательщиков-организаций (их обособленных подразделений) в связи с полученными сообщениями об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.

Из названия формы убрали указание на то, что ее подают в электронном виде. На титульном листе появились поля, в которых надо приводить количество страниц пояснений и количество листов приложений (копий).

В порядке заполнения указали, что форму можно заполнить от руки чернилами черного цвета или в программе. При распечатывании формы должен выходить двумерный штрихкод. Сейчас возможно только электронное заполнение формы.

Нельзя исправлять ошибки корректирующим или иным средством, использовать двустороннюю печать.

При рукописном заполнении формы надо:

  • заполнять поля текстовыми, числовыми, кодовыми показателями с первого знакоместа;
  • в текстовых полях писать заглавные печатные буквы;
  • ставить прочерк в полях, когда для заполнения показателя нет данных или знакоместа заполняются не полностью.

Для направления пояснений на бумаге сейчас используют рекомендуемую форму, С 1 января 2024 г. письмо ФНС от 05.03.2022 №БС-4-21/2688@ «О типовой (рекомендуемой) форме «Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога» признается утратившим силу.

Минфин России: новый перечень офшоров, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), вступает в силу с 1 января 2024 года

В Письме Минфина от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 разъясняется, что новый перечень офшоров в части государств и территорий, которых не было в старом списке, применяют с 01.01.2024.

Комментарий:

В приведенном Письме от 01.11.2023 №03-08-13/104225 речь идет о применении ставки 0% к дивидендам согласно пп.1 п.3 ст. 284 НК РФ, где одним из условий для применения ставки является условие отсутствия регистрации иностранной компании в Перечне оффшорных зон.

Перечень разработали для налога на прибыль и опубликовали в июне 2023 года. Поэтому в части новшеств он действует со следующего налогового периода.

Указанный перечень также фигурирует в ст. 105.14 НК РФ, однако в отношении обязанности по сдаче уведомления о КС таких разъяснений пока нет, поэтому при определении даты на текущий момент консервативнее отталкиваться от даты вступления в силу, указанной в самом Приказе – т.е. 01.07.2023 г.

Возможно до конца года Ведомство выпустит симметричное разъяснение.

ФНС России представила обзор позиций высших судов за III квартал 2023 года

В Письме ФНС от 27.10.2023 № БВ-4-7/13775@ содержится обзор налоговых позиций КС РФ и ВС РФ.

Комментарий:

КС РФ разъяснил, как считать 2-летний срок для назначения проверки при получении уточненного уведомления по контролируемой сделке. Так, если в уведомлении сведения о сделке скорректировали незначительно, срок нужно считать со дня получения налоговиками первоначального уведомления. Речь идет об устранении техошибок или неточностей, не препятствующих идентификации сделок.

ВС РФ указал: при закрытии ОП декларации по налогу на прибыль нужно подавать по месту учета головной организации. Налоговую базу за предыдущие отчетные периоды текущего календарного года следует отражать во всех декларациях по данному подразделению, которые сдают до конца текущего налогового периода. Закрытие подразделения не обнуляет его налоговую базу.

Налоговые органы обратили внимание и на другие выводы высших судов. Среди них можно выделить позицию ВС РФ об определении предельного дохода для сохранения права на УСН. В случае реорганизации в форме преобразования учитывают доходы, полученные с начала отчетного (налогового) периода, а также доходы реорганизованной организации.

Минфин России: об исчислении налога на сверхприбыль при реорганизации в форме присоединения, если у присоединенной организации в соответствующих налоговых периодах получены убытки по налогу на прибыль

В Письме Минфина от 04.10.2023 № 03-03-06/1/94244 рассматривается обращение по вопросу порядка исчисления налога на сверхприбыль при реорганизации в форме присоединения, если у присоединенной организации в соответствующих налоговых периодах получены убытки по налогу на прибыль.

Комментарий:

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 414-ФЗ сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

Прибыль за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями ст. 274 НК РФ за соответствующий год, с учетом положений ст. 283 НК РФ

В свою очередь, п. 8 ст. 283 НК РФ установлено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток – отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетом (налоговом) периоде налоговая база по налогу на прибыль организаций признается равной нулю.

Учитывая изложенное, организация, реорганизованная в форме присоединения к ней организации, получившей в соответствующих налоговых периодах убытки по налогу на прибыль организаций, при определении прибыли за соответствующий год в целях расчета ее средней арифметической величины суммирует налоговые базы по налогу на прибыль организаций, а также нулевые налоговые базы по налогу на прибыль организаций присоединенной организации за соответствующий год.

Минфин России планирует обновить форму счета-фактуры и порядок её заполнения

Ведомство предложило проект № 143527 для публичного обсуждения. Изменения связаны с отражением сведений о прослеживаемых товарах.

Комментарий:

В форму счета-фактуры планируют добавить графу 14 в табличную часть счета-фактуры. Аналогичную графу предполагается включить и в корректировочный счет-фактуру. В данной графе нужно будет указывать стоимость прослеживаемого товара без НДС (пп. «а» п. 1, пп. «а» п. 2 проекта изменений).

Порядок заполнения форм тоже хотят скорректировать. Среди новшеств:

  • уточнят порядок заполнения строки 5 счета-фактуры при покупке работ или услуг на территории России у иностранных лиц, которые не состоят на учете в РФ. Хотят закрепить обязанность налогового агента указывать номер и дату платежно-расчетного документа об оплате (пп. «б» п. 1 проекта изменений);
  • введут правила заполнения корректировочного счета-фактуры при изменении стоимости прослеживаемых товаров (пп. «б» п. 2 проекта изменений). Так, в графу 14 в строку А (до изменения) нужно будет переносить данные из графы 14 счета-фактуры. В строке Б (после изменения) следует отразить новую стоимость прослеживаемых товаров без НДС.

Проект должен вступить в силу с 1 апреля 2024 года, но не ранее чем через месяц после опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (п. 2 проекта постановления).

Правительство России утвердило предельную базу по взносам на 2024 год в размере 2 225 тыс. руб.

Постановлением от 10.11.2023 № 1883 увеличен размер единой предельной базы по взносам на следующий год до 2 225 тыс. руб. В текущем году она равна 1 917 тыс. руб.

Комментарий:

Предельная база для начисления взносов - это максимальная сумма, которую работник может получить в течение года, после которой тариф для расчета страховых отчислений снижается. Этот механизм позволяет работодателям, которые платят высокие зарплаты своим сотрудникам, сэкономить на страховых взносах. Однако, чем выше предельное значение, тем меньше возможная экономия.

Изменение предельной базы не влияет:

  • На дополнительные страховые взносы в ПФР для работников, занятых во вредных или опасных условиях.
  • На страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение для отдельных категорий работников, занятых в авиации и угольной промышленности.
  • Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти виды взносов в 2024 году продолжают начислять по установленным тарифам вне зависимости от суммы выплат в пользу работника.

ФНС обновила сервис «Прозрачный бизнес»

В сервисе добавлен поиск по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, основным и дополнительным видам экономической деятельности, а также расширен перечень отображаемых сведений о налогоплательщике.

Комментарий:

Оптимизация функций, быстрая навигация по результатам поиска, вывод подробной информации о контрагенте, всплывающие подсказки, наличие ссылок на иные сервисы ФНС по проверке контрагентов, а также новый интуитивно понятный интерфейс сервиса «Прозрачный бизнес» позволят пользователям проанализировать и всесторонне оценить будущего контрагента в качестве делового партнера.

Сервис является востребованным среди пользователей. Так, в 2022 году им воспользовались более 454 млн раз. В 2023 году число обращений превысило 720 млн.

Минфин России пояснил, какие расходы нельзя отнести к представительским

В Письме от 30.10.2023 №03-03-06/1/103183 Ведомство указало, что согласно НК РФ, расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний не признают представительскими. Поэтому к ним не относят расходы на культурную программу (посещение театров, концертов, экскурсии и др.).

Представительскими также не являются расходы на прием и обслуживание лиц, которых нет в п. 2 ст. 264 НК РФ. В нем речь идет только:

  • о представителях иных организаций и официальных лицах налогоплательщика, которые участвуют в переговорах;
  • об участниках, прибывших на заседания совета директоров.

Комментарий:

Представительские расходы учитываются в составе прочих расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Учесть можно не всю сумму таких расходов, а только ту, которая укладывается в норматив - не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

При методе начисления расходы по общему правилу признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от поступления оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если представительские расходы оплачены через подотчетное лицо, то такие расходы нужно признавать на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При применении кассового метода расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

ФНС России напомнила смягчающие основания, снижающие суммы возможного штрафа за налоговое правонарушение

В Письме от 27.10.2023 №ШЮ-4-22/13704@ Служба рассмотрела обращение банка по вопросу его привлечения к ответственности за нарушение срока сообщения налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), изменении его реквизитов.

При ответе назвали обстоятельства:

  • повышение ключевой ставки и масштабное увеличение операций по открытию и закрытию счетов физлиц;
  • сложный порядок направления банком электронных сообщений в налоговый орган, который требует временных затрат на каждом этапе передачи данных;
  • принятие банком в кратчайшие сроки мер для исправления ошибок, из-за которых первичное электронное сообщение не принято налоговиками;
  • нахождение банка на налоговом мониторинге;
  • оперативная подача сведений по запросам инспекции;
  • активное участие в пилотных проектах ФНС и др.

Комментарий:

П. 1 ст. 112 НК РФ установлен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень является открытым.

Смягчающие обстоятельства, которые встречаются на практике, можно разделить:

  • на применимые к любым нарушениям - они подходят и организациям, и ИП, их можно использовать для большинства штрафов (вы совершили нарушение впервые, вы признали свою вину, вы добросовестный налогоплательщик и т.д.);
  • применимые к отдельным нарушениям - их можно применять только по конкретным видам нарушений или только определенным нарушителям (вы сами нашли и исправили ошибку в декларации до того, как инспекция назначила выездную проверку или обнаружила вашу ошибку, вы добровольно уплатили задолженность, не дожидаясь требования от налоговой).

С 1 января 2024 года существенно изменены правила трансфертного ценообразования

27 ноября 2023 Президент РФ подписал Федеральный закон № 539-ФЗ, который, помимо прочего, внес масштабные изменения в правила трансфертного ценообразования в РФ.

Изменения будут применяться в отношении доходов и расходов, признаваемых для целей налогообложения, после 01.01.2024 независимо от даты самой сделки.

Комментарий:

На что стоит обратить внимание:

  • Расширен перечень оснований возникновения взаимозависимости;
  • Указаны новые основания, когда сделки не будут признаваться контролируемыми;
  • Введена вторичная корректировка ТЦО, известная в международной практике как secondary TP adjustment: сумма положительной разницы при корректировке налоговой базы в связи с выявлением нерыночности условий может быть переквалифицирована в дивиденды;
  • Корректировка налоговыми органами налоговой базы в связи с выявлением нерыночности условий будет проводиться исходя из медианного значения интервала, а не нижней/верхней границ интервала;
  • Увеличены размеры ответственности за нарушение правил ТЦО;
  • Пересмотрен приоритет в использовании источников информации для подтверждения рыночности/нерыночности ценообразования в контролируемых сделках;
  • Повышена роль функционального анализа при составлении налоговой документации по ТЦО;
  • Внесены изменения в основания и порядок представления налоговой документации;
  • Изменены содержание и порядок представления уведомления о контролируемых сделках; страновой отчетности;
  • Упрощены условия заключения соглашения о ценообразовании.

Продолжение статьи

Для журнала

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал КСК ГРУПП был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Уже рекомендуют

  • Отличная консалтинговая компания.
    Уникальная компания на консалтинговом рынке России, отличающаяся прагматичным и комплексным подходом, нацеленностью на результат. Это выгодно отличает КСК групп от всех конкурентов, позволяя занимать неоспоримое первое место среди всех консалтинговых компаний России.

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства