Начало обзора можно прочитать здесь.
Разберем по порядку.
Расширен перечень оснований возникновения взаимозависимости
П.2 ст. 105.1 НК РФ дополнен 3 основаниями возникновения взаимозависимости:
- организации, если физические лица, владеющие долей прямого и (или) косвенного участия в таких организациях и (или) имеющие право назначать их генерального директора (не менее 50% совета директоров), являются родственниками (пп. 12 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
- контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания (пп. 13 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
- контролируемые иностранные компании, контролируемые одним и тем же лицом (пп. 14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).Указаны новые основания, когда сделки не будут признаваться контролируемыми
Так, не будут признаваться контролируемыми сделки, сделки:
- с независимыми иностранными экспортно-кредитными агентствами и банками из иностранных государств, налоговые соглашения с которыми были приостановлены на основании указа Президента РФ (кроме сделок с участием независимого посредника или в отношении биржевых товаров);
- с долговыми обязательствами, связанными с выпуском еврооблигаций, соответствующих условиям пп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ;
- с иностранными организациями из государств, налоговые соглашения с которыми были приостановлены на основании указа Президента РФ, если:
- соответствующие договоры, на основании которых заключается сделка, были заключены с ними до 01.03.2022, и
- после этой даты не менялся порядок ценообразования, и
- такие сделки не признаются контролируемыми по правилам, действовавшим на 1 марта 2022.Введена вторичная корректировка ТЦО, известная в международной практике как secondary TP adjustment
Если в результате корректировки налоговой базы, проведенной по решению ФНС России или налогоплательщиком самостоятельно, участник сделки - нерезидент получит доход, сумма такой корректировки будет признаваться дивидендами для целей налога у источника и будет облагаться по применимым налоговым ставкам. При этом датой получения такого дохода будет считаться 31 декабря года, в котором совершена сделка.
Вторичная ТЦО корректировка (переквалификация суммы корректировки в дивиденды) не будет применяться в отношении доходов, полученных лицом, не являющимся российским налоговым резидентом, если такое лицо вернет сумму полученного дохода на его российский банковский счет налогоплательщика, осуществившего корректировку:
- до наступления срока уплаты соответствующего налога за налоговый период, в котором была совершена контролируемая сделка;
- после наступления срока уплаты соответствующего налога, но до вынесения ФНС России решения о проведении ТЦО проверки при условии, что налогоплательщик дополнительно учел для целей налогообложения сумму дохода в виде процентов за пользование нерезидентом денежными средствами за период со дня выплаты ему данного дохода по день, предшествующий возврату средств налогоплательщику.
- Корректировка налоговыми органами налоговой базы в связи с выявлением нерыночности условий будет проводиться исходя из медианного значения интервала, а не нижней/верхней границ интервала
ФНС будет корректировать цены по анализируемым сделкам в случае их отклонения от рыночного уровня исходя из медианного (т.е. серединного, а не минимального/максимального) значения интервала рыночных цен/рентабельности (пп. 4 п. 4 ст. 105.8 НК РФ, пп. 4 п. 3, п.п. 7, 8 ст. 105.9 НК РФ, п.п. 5, 7, 8 ст. 105.10 НК РФ, п.п. 4, 6, 7 ст. 105.11 НК РФ, п.п. 9, 10, 11 ст. 105.12 НК РФ).
Так законодатель планирует мотивировать налогоплательщиков самостоятельно осуществлять корректировки цен, при которых они по-прежнему смогут использовать максимальные и минимальные значения (п. 8 ст. 105.9 НК РФ, п. 8 ст. 105.10 НК РФ, п. 7 ст. 105.11 НК РФ, п. 11 ст. 105.12 НК РФ).
Увеличены размеры ответственности за нарушение правил ТЦО
С 01.01.2024 увеличивается размер штрафа за применение нерыночных цен во внешнеторговых контролируемых сделках: 100% от суммы неуплаченного налога, но не менее 500 000 руб. Подача в налоговый орган корректной налоговой документации больше не будет служить освобождением от налоговой ответственности по данному основанию (п.п. 1, 2 ст. 129.3 НК РФ).
Ответственность за аналогичное правонарушение по внутрироссийским контролируемым сделкам не изменится – 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Данная ответственность не будет применяться, если налогоплательщик предоставил корректную ТЦО-документацию (п.п. 1.2, 2 ст. 129.3 НК РФ).
Повышены действующие и введены новые штрафы за правонарушения, связанные с непредставлением сведений и предоставлением недостоверных сведений в ТЦО-отчетности:
- в отношении уведомлений о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ) – 100 000 руб. (ранее 5 000 руб.);
- в отношении уведомлений об участии в международной группе компаний (ст. 129.9 НК РФ) – 500 000 руб. (ранее 50 000 руб.);
- в отношении страновых отчетов (ст. 129.10 НК РФ) – 1 000 000 руб. (ранее 100 000 руб.);
- в отношении глобальной документации (п. 1 ст. 129.11 НК РФ) – 1 000 000 руб. (ранее 100 000 руб.);
- в отношении национальной документации (п. 2 ст. 129.11 НК РФ) – 1 000 000 руб. (ранее 100 000 руб.);
- в отношении документации по отдельным контролируемым сделкам (п. 3 ст. 129.11 НК РФ) – 500 000 руб. (ранее штраф отсутствовал);
- в отношении сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний и отчетности ее участника (п. 4 ст. 129.11 НК РФ) – 1 000 000 руб. (ранее штраф отсутствовал).
- Пересмотрен приоритет в использовании источников информации для подтверждения рыночности/нерыночности ценообразования в контролируемых сделках
Для анализа рыночности/нерыночности условий контролируемой сделки станет возможным использовать информацию о сопоставимых сделках с независимыми лицами не только самого налогоплательщика, но и его взаимозависимых лиц (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Информация о сопоставимых сделках с независимыми лицами перестанет иметь для налоговых органов приоритетное значение.
При использовании биржевых котировок в рамках применения 1го метода – метода сопоставимых рыночных цен – необходимо будет руководствоваться минимальным/максимальным значением интервала рыночных цен (п.п. 5, 6 ст. 105.9 НК РФ).
Повышена роль функционального анализа при составлении налоговой документации по ТЦО
Проведение функционального анализа при подготовке налоговой документации станет обязательным (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ). В ней будет необходимо дополнительно раскрывать следующие документы и информацию (пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ):
- описание коммерческих и финансовых условий сделки;
- сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного взаимозависимого контрагента с приложением его финансовой отчетности;
- документы, содержащие регистрационные данные иностранного лица, являющегося стороной контролируемой сделки, и сведения о лицах, выступающих от имени указанного лица.
- Внесены изменения в основания и порядок представления налоговой документации
Налоговая документация может быть запрошена ФНС России вне рамок проведения проверки ТЦО в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ. В таком случае предоставить такую документацию налогоплательщик будет обязан в течение 30 дней с момента получения требования (абз. 3 п. 3 ст. 105.15 НК РФ).
Обязанность составления налоговой документации вводится в отношении сделок с независимыми лицами, которые признаются контролируемыми на основании пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, включая сделки в отношении сырьевых товаров и с лицами из государств, включенных в «черный список» Минфина (пп. 2 п. 4 ст. 105.15 НК РФ).
При этом в отношении внешнеторговых сделок с сырьевыми товарами вводится обязанность предоставления ТЦО-документации одновременно с подачей уведомления о контролируемых сделках (п. 8 ст. 105.15 НК РФ). Для налогоплательщиков, подпадающих под данное требование, предусмотрен переходный период: документацию по сделкам 2024 года можно будет предоставить до 01.12.2025 (ч. 10 ст. 6 Закона 539-ФЗ).
Изменены содержание и порядок представления уведомления о контролируемых сделках; страновой отчетности
В отношении содержания и порядка представления уведомлений о контролируемых сделках внесены следующие изменения:
В уведомлении о контролируемой сделке дополнительно указываются следующие сведения (пп.пп. 5-7 п. 3, п. 8 ст. 105.16 НК РФ):
- o об условиях совершения сделки (для сделок с товарами – также о базисе поставки, дате отгрузки товаров, дате перехода права собственности и дате признания дохода (расхода) по сделке);
- об использованных методах ТЦО и источниках информации o сопоставимых сделках;
- в отношении внешнеторговых сделок с сырьевыми товарами между взаимозависимыми лицами – также сведения o цепочке создания стоимости данных товаров, включая сведения o конечном покупателе и (или) происхождении товаров.
Уведомления о контролируемых сделках представляются организациями только в электронной форме, а физлицами – по выбору в электронной форме или на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Расширено понятие международной группы компаний: теперь к ним также относятся группы компаний, в отношении которых составлялась бы консолидированная финансовая отчетность, если бы ценные бумаги одной из компаний группы были бы допущены к торгам на фондовой бирже, в том числе иностранной (пп. 1 п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ).
Вводится дополнительная обязанность по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний или финансовой отчетности ее участника (ст. 105.16-7 НК РФ).
Упрощены условия заключения соглашения о ценообразовании
Стороной соглашения о ценообразовании смогут стать, помимо крупнейших налогоплательщиков, также российские организации, совершающие внешнеторговые сделки с сырьевыми товарами, сумма доходов (расходов) по которым за календарный год составляет 2 млрд руб. и более.
Максимальный срок действия соглашения о ценообразовании будет составлять 5 лет, которые могут включать (п. 1 ст. 105.21 НК РФ):
- текущий год (год подачи заявления о заключении соглашения);
- не более 2 календарных лет, предшествующих текущему;
- не более 2 календарных лет, следующих за текущим.
Исключение составят соглашения о ценообразовании, заключенные в отношении порядка определения цен и применения методик ценообразования, которые заключаются максимально на 3 календарных года – текущий год и два последующих (п. 1.1 ст. 105.21 НК РФ).
Госпошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании снижена с 2 000 000 руб. до 1 000 000 руб. (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).