4 причины банкротства и как с ними бороться | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 15.12.23, 11:43:26
Статья 15.12.23, 11:43

4 причины банкротства и как с ними бороться

По данным статистического релиза Федресурса в 2022 году обанкротилось 9 055 компаний. Вместе с финансовым директором Майей Кыйгасовой разбираемся, какие вычислить симптомы банкротства бизнеса и какие есть меры предупреждения.

Какие есть предпосылки и что с ними делать

В операционной деятельности компании существуют сигналы, по которым можно предположить, что предприятие движется в банкротство. Ниже объясняем, какие меры предпринимать в каждой отдельной ситуации.

Кассовые разрывы более 3 месяцев

Кратко: внедряйте Платёжный календарь и реестр платежей.

Кассовые разрывы случаются у многих, но это не говорит сразу о несостоятельности. Другое дело, если кассовый разрыв длится более 3 месяцев.

Безотказная мера в данном случае — Платёжный календарь. Здесь есть важный нюанс, о котором рассказывает эксперт Финтабло, финансовый директор Майя Кыйгасова:

"Компании внедряют Платёжный календарь, начинают его вести, а он не помогает — кассовые разрывы наступают снова и снова.

Вероятнее всего это происходит потому, что взяли слишком большой период для планирования. Или в календаре собраны не все данные, не провели анализ за прошедший период".

На начальном этапе нужно формировать Платёжный календарь на неделю. Чтобы верно его составить, пригласите к участию операционного и финансового директоров, а также руководителей структурных подразделений, чьи отделы генерируют выручку или расходы. Это ключевой момент — без этого платёжный календарь не будет работать.

Каждое ответственное лицо должно предоставить план своего подразделения на эту неделю — сколько денег ожидают получить или потратить. Обязательно уточнить, почему сотрудник уверен в поступлении? Таким образом собираем твёрдые данные по поступлениям и списаниям на неделю.

Пример:

Строительная компания строит частные дома. Работает по договору ипотеки. Ипотечный договор уже стандартная процедура в банке, и денежные средства поступают на счёт компании по согласованному графику. Это 100% гарантия, компания уверена в поступлениях.

Платёжный календарь в Финтабло находится в разделе «Планирование». Каждое уполномоченное лицо может зайти в систему и заполнить цифры своего подразделения — удобно работать командой.

Майя рекомендует дополнить платёжный календарь такой мерой, как реестр платежей. Это документ, в котором отражены актуальные остатки на счетах, планируемые платежи на день.

"Обычно в организации есть бухгалтер, который совершает все платежи. И к нему идут все, от прораба до руководителя продаж, и каждый просит что-то оплатить. В подобном потоке очень сложно проконтролировать расходы, проверить согласование собственника. Такой метод оплаты быстро загонит предприятие в неэффективность.

При большом объеме платежей важен контроль расходов. Желательно определить платёжные дни, например, два раза в неделю: вторник, четверг. К этим дням готовить и согласовывать реестр платежей. Важно его формировать на основании собранных заявок от всех структурных подразделений".

Майя Кыйгасова, финансовый директор

Реестр в обязательном порядке согласовывает собственник или финансовый директор. Только после этого казначей или бухгалтер проводит все платежи юридического лица.

Следующая важная составляющая данной меры предупреждения банкротства — ранжирование расходов. В каждом календарном периоде нужно оставить только необходимые расходы, остальные можно перенести на следующий период.

В конце запланированного периода собственник и ответственные лица анализируют, что получилось как запланировали, а что нет.

Просроченная дебиторка

Кратко: просроченную дебиторку списывайте без иллюзий. Работайте с текущей дебиторской задолженностью.

Клиенты оплачивают счета нерегулярно: долгими месяцами, маленькими порциями или вовсе пропадают. Такая ситуация — это тревожный симптом. Продолжение таких отношений с клиентами-должниками может завести предприятие в банкротство.

У дебиторки есть плюсы, например:

дополнительная прибыль, если давать рассрочку платежа под процент,расширение клиентской базы — многие предприятия с радостью будут работать с вами, раз вы даёте заёмы.

Но есть и главный риск — каждая задолженность потенциально может стать безнадёжной. Если таких задолженностей будет несколько, компания недополучит прибыль, не сможет закупить сырьё, производить товары, платить зарплаты. Убытки могут привести к банкротству организации.

Для разрешения проблемы нужно работать с дебиторкой. Различают просроченную дебиторскую задолженность, когда срок погашения превышен более, чем на 3 месяца, и текущую дебиторскую задолженность, когда порог в 3 месяца ещё не пройден.

"Очень важно своевременно списывать дебиторку. Не нужно строить иллюзий и надеяться, что должники выплатят всё.

Лучше сосредоточить своё внимание на дебиторской задолженности, с которой ещё реально получить выплаты".

Майя Кыйгасова, финансовый директор

Рекомендуем списывать дебиторскую задолженность в следующих случаях:

1. компания-должник заявила о банкротстве и уже прошла стадию реализации имущества;

2. компания-дебитор ликвидирована, а вам не удалось вовремя войти в реестр должников;

3. истёк срок исковой давности 3 года.

Любая дебиторка может стать причиной кассовых разрывов, так что важно внимательно относиться к ней и работать с контрагентами. Например, сокращать сроки текущей дебиторской задолженности, разработать систему поощрений для досрочного погашения дебиторки.

Для бизнеса всегда выгоднее, чтобы срок дебиторки был как можно меньше — то есть, чтобы деньги поступали на его счет, как только отгрузили продукцию клиенту.

Кредитная задолженность

Кратко: работайте с обязательными платежами, особенно налогами, и учитывайте интересы сотрудников.

Бизнесу важно не допускать критической массы кредиторской задолженности — это короткий путь в несостоятельность.

Именно большой объём кредиторской задолженности в первую очередь становится основанием для того, чтобы подать на компанию в суд на банкротство. Согласно тексту закона о банкротстве (127-ФЗ РФ) любой кредитор компании может подать в суд и признать компанию банкротом.

«Хорошие новости в том, что обычно никому не интересно признавать компанию банкротом. Ведь тогда кредиторы точно не получат оплату долгов. Плюс, не каждый готов нести судебные издержки. Поэтому кредиторы пытаются взыскать задолженность в добровольном порядке, через рассрочки, например».

Майя Кыйгасова, финансовый директор

Важно помнить, что не все кредиторы будут сидеть и ждать выплаты долгов. Например, налоговая может сразу заблокировать все счета, если сроки уплаты нарушены.

Допустим, у компании долг по налогам 100 000 рублей, а также открыты три счёта. Налоговая заблокирует все три счёта организации, с каждого спишет по 100 000 рублей, при условии, что на всех счетах есть деньги. Потом уже компания сама будет писать письма в налоговую с просьбой вернуть переплату. В связи с этим при работе организации важно следить, чтобы платежи в налоговую оплачивали своевременно в первую очередь. Это, наверное, самая важная мера предупреждения проблем.

Важно резервировать суммы налога сразу в Платёжном календаре. Собственник, который действует так предусмотрительно, снижает риск кассовых разрывов, а следовательно и банкротства.

«Как выплачивать все обязательства вовремя? Создавать запас. Только такая мера, как запас позволит вам своевременно выполнять свои обязательства и избежать банкротства»

Майя Кыйгасова, финансовый директор

Следующая важная вещь по поводу обязательных платежей: важно следить, чтобы сумма на счете не опускалась ниже суммы обязательных платежей.

Пример:

Организация чётко знает, что аренду склада нужно оплатить 1 числа. Тогда за два дня до выплаты на счёте обязательно должна остаться сумма не менее суммы платежа.

В разговорах о бизнесе и обязательных платежах часто забывают про интересы сотрудников. Важно их учитывать, выбирая меры предупреждения банкротства.

Даже в сложные времена необходимо вовремя платить зарплату сотрудникам. Сотрудники, которые не получают вознаграждения, не помогут организации достигать её финансовых целей.

Излишки запасов

Кратко: делайте запас товаров не более чем на срок, равный производственному циклу.

Если товар залежался на складе, нужно применять меры по работе с оборотными активами. Это те средства бизнеса, которые сейчас «заморожены» в производстве, то есть выражены не в деньгах.

Чем больше у компании высоколиквидных активов, тем дальше от неё банкротство. Самый ликвидный актив — это деньги, а товар на складе или незавершённое производство — низколиквидный.

Если у компании возникнут неожиданные расходы, то быстрый доступ к наличным критически важен. Из низколиквидных быстро денег не достанешь без потери в их стоимости.

«Затоваривание склада — это ещё один из признаков, когда понятно, что в компании не всё хорошо с деньгами».

Майя Кыйгасова, финансовый директор

У компании в примере «Запасы» и «Дебиторская задолженность» составляют не более 15% каждый от всего объёма «Оборотных активов». Это хорошо — риск банкротства минимальный

Пример:

На швейном производстве при инвентаризации нашли 3 рулона ткани, которую искали для закупа в течение нескольких месяцев. А эта ткань просто валялась на собственном складе где-то 1,5 года.

Формирование запаса это не всегда эффективная мера. Критическим считается годовой объём запасов. Такое количество низколиквидных активов означает высокий риск банкротства предприятия.

«Собственники стараются сделать как можно больше запасов, чтобы сэкономить в будущем. В большинстве случаев оказывается, что делать годовой объём запасов неэффективно — деньги оказываются замороженными».

Майя Кыйгасова, финансовый директор

У каждого предприятия есть свой производственный цикл — то есть сколько времени организация тратит от момента закупки сырья до получения оплаты от покупателя за готовый товар. Этот цикл легко посчитать в количестве дней, например, единица товара обернётся за 1,5 месяца.

Тогда запасы сырья или комплектующих меньше, чем на 1,5 месяца делать неразумно — нужно будет как-то отдельно выстраивать логистику и перестраивать производство. А больше — неэффективно, как мы уже показали в примере. Поэтому оптимальным в данном случае будет запас на 1,5 месяца.

Чек-лист: как предотвратить банкротство

Банкротство можно предотвратить, если знать как действовать в каждом случае:

1. При регулярный кассовых разрывах внедряйте Платёжный календарь и реестр платежей;

2. При просроченной дебиторке списывайте её без иллюзий. Лучше работайте с текущей дебиторской задолженностью;

3. При кредиторской задолженности делайте запас для оплаты обязательных платежей, особенно налогов, и не забывайте учитывать интересы работников;

4. При замедлении товарооборота делайте запас товаров на срок не больше объёма производственного цикла.

Следуйте советам из этой статьи, а также читайте другие материалы Финтабло и вашему бизнесу никогда не потребуется процедура банкротства.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

  • Финтабло
    25.04.24, 11:14

    Повышение стоимости продукта или услуги может стать причиной ухода клиентов. При этом повысить цену можно и без шквала негатива. В статье рассмотрим работающие стратегии и методы, которые помогут увеличить цену без большой потери базы.

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее
  • Финтабло
    11.04.24, 13:45

    Кажется, чтобы получить больше прибыли, нужно просто наращивать обороты. Но этот способ не всегда работает: продажи могут расти, а прибыль падать. Разбираем, почему так происходит и как исправить ситуацию.

    Что делать, если выручка растёт, а прибыль падает

    Что делать, если выручка растёт, а прибыль падает

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее
  • Финтабло
    28.03.24, 09:35

    Понятия «затраты» и «расходы» нередко используют как синонимы, но для правильного управления бизнесом важно понимать разницу. Объясняем её в статье.

    Зачем разделять расходы и затраты Зачем разделять расходы и затраты

    Зачем разделять расходы и затраты

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства