По данным статистического релиза Федресурса в 2022 году обанкротилось 9 055 компаний. Вместе с финансовым директором Майей Кыйгасовой разбираемся, какие вычислить симптомы банкротства бизнеса и какие есть меры предупреждения.
Какие есть предпосылки и что с ними делать
В операционной деятельности компании существуют сигналы, по которым можно предположить, что предприятие движется в банкротство. Ниже объясняем, какие меры предпринимать в каждой отдельной ситуации.
Кассовые разрывы более 3 месяцев
Кратко: внедряйте Платёжный календарь и реестр платежей.
Кассовые разрывы случаются у многих, но это не говорит сразу о несостоятельности. Другое дело, если кассовый разрыв длится более 3 месяцев.
Безотказная мера в данном случае — Платёжный календарь. Здесь есть важный нюанс, о котором рассказывает эксперт Финтабло, финансовый директор Майя Кыйгасова:
"Компании внедряют Платёжный календарь, начинают его вести, а он не помогает — кассовые разрывы наступают снова и снова.
Вероятнее всего это происходит потому, что взяли слишком большой период для планирования. Или в календаре собраны не все данные, не провели анализ за прошедший период".
На начальном этапе нужно формировать Платёжный календарь на неделю. Чтобы верно его составить, пригласите к участию операционного и финансового директоров, а также руководителей структурных подразделений, чьи отделы генерируют выручку или расходы. Это ключевой момент — без этого платёжный календарь не будет работать.
Каждое ответственное лицо должно предоставить план своего подразделения на эту неделю — сколько денег ожидают получить или потратить. Обязательно уточнить, почему сотрудник уверен в поступлении? Таким образом собираем твёрдые данные по поступлениям и списаниям на неделю.
Пример:
Строительная компания строит частные дома. Работает по договору ипотеки. Ипотечный договор уже стандартная процедура в банке, и денежные средства поступают на счёт компании по согласованному графику. Это 100% гарантия, компания уверена в поступлениях.
Платёжный календарь в Финтабло находится в разделе «Планирование». Каждое уполномоченное лицо может зайти в систему и заполнить цифры своего подразделения — удобно работать командой.
Майя рекомендует дополнить платёжный календарь такой мерой, как реестр платежей. Это документ, в котором отражены актуальные остатки на счетах, планируемые платежи на день.
"Обычно в организации есть бухгалтер, который совершает все платежи. И к нему идут все, от прораба до руководителя продаж, и каждый просит что-то оплатить. В подобном потоке очень сложно проконтролировать расходы, проверить согласование собственника. Такой метод оплаты быстро загонит предприятие в неэффективность.
При большом объеме платежей важен контроль расходов. Желательно определить платёжные дни, например, два раза в неделю: вторник, четверг. К этим дням готовить и согласовывать реестр платежей. Важно его формировать на основании собранных заявок от всех структурных подразделений".
Майя Кыйгасова, финансовый директор
Реестр в обязательном порядке согласовывает собственник или финансовый директор. Только после этого казначей или бухгалтер проводит все платежи юридического лица.
Следующая важная составляющая данной меры предупреждения банкротства — ранжирование расходов. В каждом календарном периоде нужно оставить только необходимые расходы, остальные можно перенести на следующий период.
В конце запланированного периода собственник и ответственные лица анализируют, что получилось как запланировали, а что нет.
Просроченная дебиторка
Кратко: просроченную дебиторку списывайте без иллюзий. Работайте с текущей дебиторской задолженностью.
Клиенты оплачивают счета нерегулярно: долгими месяцами, маленькими порциями или вовсе пропадают. Такая ситуация — это тревожный симптом. Продолжение таких отношений с клиентами-должниками может завести предприятие в банкротство.
У дебиторки есть плюсы, например:
дополнительная прибыль, если давать рассрочку платежа под процент,расширение клиентской базы — многие предприятия с радостью будут работать с вами, раз вы даёте заёмы.
Но есть и главный риск — каждая задолженность потенциально может стать безнадёжной. Если таких задолженностей будет несколько, компания недополучит прибыль, не сможет закупить сырьё, производить товары, платить зарплаты. Убытки могут привести к банкротству организации.
Для разрешения проблемы нужно работать с дебиторкой. Различают просроченную дебиторскую задолженность, когда срок погашения превышен более, чем на 3 месяца, и текущую дебиторскую задолженность, когда порог в 3 месяца ещё не пройден.
"Очень важно своевременно списывать дебиторку. Не нужно строить иллюзий и надеяться, что должники выплатят всё.
Лучше сосредоточить своё внимание на дебиторской задолженности, с которой ещё реально получить выплаты".
Майя Кыйгасова, финансовый директор
Рекомендуем списывать дебиторскую задолженность в следующих случаях:
1. компания-должник заявила о банкротстве и уже прошла стадию реализации имущества;
2. компания-дебитор ликвидирована, а вам не удалось вовремя войти в реестр должников;
3. истёк срок исковой давности 3 года.
Любая дебиторка может стать причиной кассовых разрывов, так что важно внимательно относиться к ней и работать с контрагентами. Например, сокращать сроки текущей дебиторской задолженности, разработать систему поощрений для досрочного погашения дебиторки.
Для бизнеса всегда выгоднее, чтобы срок дебиторки был как можно меньше — то есть, чтобы деньги поступали на его счет, как только отгрузили продукцию клиенту.
Кредитная задолженность
Кратко: работайте с обязательными платежами, особенно налогами, и учитывайте интересы сотрудников.
Бизнесу важно не допускать критической массы кредиторской задолженности — это короткий путь в несостоятельность.
Именно большой объём кредиторской задолженности в первую очередь становится основанием для того, чтобы подать на компанию в суд на банкротство. Согласно тексту закона о банкротстве (127-ФЗ РФ) любой кредитор компании может подать в суд и признать компанию банкротом.
«Хорошие новости в том, что обычно никому не интересно признавать компанию банкротом. Ведь тогда кредиторы точно не получат оплату долгов. Плюс, не каждый готов нести судебные издержки. Поэтому кредиторы пытаются взыскать задолженность в добровольном порядке, через рассрочки, например».
Майя Кыйгасова, финансовый директор
Важно помнить, что не все кредиторы будут сидеть и ждать выплаты долгов. Например, налоговая может сразу заблокировать все счета, если сроки уплаты нарушены.
Допустим, у компании долг по налогам 100 000 рублей, а также открыты три счёта. Налоговая заблокирует все три счёта организации, с каждого спишет по 100 000 рублей, при условии, что на всех счетах есть деньги. Потом уже компания сама будет писать письма в налоговую с просьбой вернуть переплату. В связи с этим при работе организации важно следить, чтобы платежи в налоговую оплачивали своевременно в первую очередь. Это, наверное, самая важная мера предупреждения проблем.
Важно резервировать суммы налога сразу в Платёжном календаре. Собственник, который действует так предусмотрительно, снижает риск кассовых разрывов, а следовательно и банкротства.
«Как выплачивать все обязательства вовремя? Создавать запас. Только такая мера, как запас позволит вам своевременно выполнять свои обязательства и избежать банкротства»
Майя Кыйгасова, финансовый директор
Следующая важная вещь по поводу обязательных платежей: важно следить, чтобы сумма на счете не опускалась ниже суммы обязательных платежей.
Пример:
Организация чётко знает, что аренду склада нужно оплатить 1 числа. Тогда за два дня до выплаты на счёте обязательно должна остаться сумма не менее суммы платежа.
В разговорах о бизнесе и обязательных платежах часто забывают про интересы сотрудников. Важно их учитывать, выбирая меры предупреждения банкротства.
Даже в сложные времена необходимо вовремя платить зарплату сотрудникам. Сотрудники, которые не получают вознаграждения, не помогут организации достигать её финансовых целей.
Излишки запасов
Кратко: делайте запас товаров не более чем на срок, равный производственному циклу.
Если товар залежался на складе, нужно применять меры по работе с оборотными активами. Это те средства бизнеса, которые сейчас «заморожены» в производстве, то есть выражены не в деньгах.
Чем больше у компании высоколиквидных активов, тем дальше от неё банкротство. Самый ликвидный актив — это деньги, а товар на складе или незавершённое производство — низколиквидный.
Если у компании возникнут неожиданные расходы, то быстрый доступ к наличным критически важен. Из низколиквидных быстро денег не достанешь без потери в их стоимости.
«Затоваривание склада — это ещё один из признаков, когда понятно, что в компании не всё хорошо с деньгами».
Майя Кыйгасова, финансовый директор
У компании в примере «Запасы» и «Дебиторская задолженность» составляют не более 15% каждый от всего объёма «Оборотных активов». Это хорошо — риск банкротства минимальный
Пример:
На швейном производстве при инвентаризации нашли 3 рулона ткани, которую искали для закупа в течение нескольких месяцев. А эта ткань просто валялась на собственном складе где-то 1,5 года.
Формирование запаса это не всегда эффективная мера. Критическим считается годовой объём запасов. Такое количество низколиквидных активов означает высокий риск банкротства предприятия.
«Собственники стараются сделать как можно больше запасов, чтобы сэкономить в будущем. В большинстве случаев оказывается, что делать годовой объём запасов неэффективно — деньги оказываются замороженными».
Майя Кыйгасова, финансовый директор
У каждого предприятия есть свой производственный цикл — то есть сколько времени организация тратит от момента закупки сырья до получения оплаты от покупателя за готовый товар. Этот цикл легко посчитать в количестве дней, например, единица товара обернётся за 1,5 месяца.
Тогда запасы сырья или комплектующих меньше, чем на 1,5 месяца делать неразумно — нужно будет как-то отдельно выстраивать логистику и перестраивать производство. А больше — неэффективно, как мы уже показали в примере. Поэтому оптимальным в данном случае будет запас на 1,5 месяца.
Чек-лист: как предотвратить банкротство
Банкротство можно предотвратить, если знать как действовать в каждом случае:
1. При регулярный кассовых разрывах внедряйте Платёжный календарь и реестр платежей;
2. При просроченной дебиторке списывайте её без иллюзий. Лучше работайте с текущей дебиторской задолженностью;
3. При кредиторской задолженности делайте запас для оплаты обязательных платежей, особенно налогов, и не забывайте учитывать интересы работников;
4. При замедлении товарооборота делайте запас товаров на срок не больше объёма производственного цикла.
Следуйте советам из этой статьи, а также читайте другие материалы Финтабло и вашему бизнесу никогда не потребуется процедура банкротства.