Как начать бизнес в кейтеринге | ЮKassa (@yookassa) | Мегасреда | 27.12.23, 15:32:14
Статья 27.12.23, 15:32

Как начать бизнес в кейтеринге

Сервисы по приготовлению и доставке становятся всё более популярными, особенно в крупных городах. Поэтому в этом бизнесе вполне можно преуспеть. Как организовать кейтеринг с нуля и что сделать, чтобы он стал успешным, рассмотрим в статье.

Кейтеринг — это доставка готовой еды в офисы и на праздники. В этот сервис входит приготовление блюд, сервировка стола, декор и банкетное обслуживание.

Для организации фуршета, корпоратива или детского праздника необходимо выбрать подходящее помещение, закупить продукты и декор, решить вопрос, кто будет готовить и обслуживать мероприятие и т. д. Это требует времени и опыта. Чтобы мероприятие прошло комфортно и именно так, как задумано, обращаются в кейтеринговые компании. А те занимаются подбором помещения, разрабатывают меню и обеспечивают ресторанное обслуживание. Так что организатору остаётся принимать гостей и погрузиться в праздник.

У кейтеринга существуют две разновидности — событийный и корпоративный. Рассмотрим их особенности и отличия.

Какие бывают виды кейтеринга

Событийный кейтеринг — выездное обслуживание мероприятий. Как правило, это праздники, свадьбы, юбилеи, выпускные вечера.

Событийный кейтеринг делится на несколько видов:

  • банкетный. При этом гости сидят за столами, а блюда подаются порциями;
  • фуршетный. Гости свободно перемещаются по залу и самостоятельно выбирают еду и напитки;
  • коктейльный. Этот формат подходит для презентаций, выставок и коротких мероприятий. Гостям предлагаются лёгкие закуски и коктейли;
  • барбекю. Подходит для летних корпоративов, дней рождения и семейных праздников. При этом блюда готовятся на открытом воздухе;
  • кофе-брейк. Проводится во время совещаний и учебных мероприятий. Посетителям подают кофе, чай, канапе, тарталетки.

Чтобы сделать событие более ярким и запоминающимся, можно привлечь известных поваров, кондитеров, ивент-агентство, бармен-шоу.

Корпоративный кейтеринг — это организация питания в офисах и на предприятиях. Такое решение удобно для сотрудников и выгодно для организаций, так как экономит средства на содержание собственной столовой.

Здесь можно выделить такие разновидности:

  • доставка обедов. Меню формируется заранее по пожеланиям сотрудников, а затем в офис приводят готовые блюда;
  • буфет. Это организация питания на территории компании. Такая точка может работать постоянно или временно, на корпоративных мероприятиях;
  • столовая с шеф-поваром и обслуживающим персоналом. Это решение позволяет организовать наиболее качественное и разнообразное питание для сотрудников. Но оно же и самое дорогостоящее.

Набор услуг для каждого вида зависит от масштаба компании-заказчика и её специфики. Среди общих критериев, важных при выборе кейтеринга — разнообразное меню, качество блюд, соблюдение санитарных требований и оперативная доставка.

Что нужно для открытия бизнеса в кейтеринге

Кейтеринг — возможность превратить увлечение кулинарией в прибыльный бизнес, улучшить навыки и освоить новую нишу на рынке.

Чтобы учесть необходимые шаги, воспользуйтесь чек-листом:

  • Проанализируйте спрос. Исследуйте рынок своего региона, выделите основных заказчиков и определите, кто ваша целевая аудитория.
  • Создайте бизнес-план. В нём важно просчитать риски, определить начальные инвестиции и разработать маркетинговую стратегию.
  • Зарегистрируйте бизнес и получите необходимые документы и разрешения.
  • Выберите помещение. При этом важно учесть локацию, транспортную доступность и соответствие санитарным нормам и требованиям.
  • Закупите оборудование. Вам понадобится бытовая техника, мебель и посуда.
  • Разработайте меню с вкусными, полезными и качественными блюдами.
  • Наймите персонал, который поможет в воплощении ваших идей.
  • Уделите внимание маркетингу. Для продвижения можно использовать соцсети, создать сайт, организовать проведение промоакций.

Остановимся подробнее на нескольких пунктах, связанных с ведением бизнеса.

Самое важное при организации кейтеринга

Эти пять пунктов особенно важны, так как связаны непосредственно с приготовлением блюд и обслуживанием клиентов.

Найти помещение для производства

Не каждое помещение для этого подходит. При выборе необходимо учитывать требования российского национального стандарта:

  • кухня может состоять из нескольких цехов или общего зала, разделённого на зоны и участки. В ней должно быть достаточно места для установки оборудования и работы персонала. Необходимо также соблюдение санитарных норм и правил пожарной безопасности. В помещении должна быть хорошая вентиляция, система очистки воздуха, водоснабжение, канализация, электричество.
  • отдельно должны находиться склады, холодильные камеры и помещения для мытья посуды.

При выборе локации нужно учитывать стоимость недвижимости, расходы на ремонт и коммунальные платежи.

Значимым фактором для выездного обслуживания станет транспортная доступность. Расположение влияет на время доставки и может привлечь клиентов, которые не хотят долго ждать из-за пробок.

Выбрать оборудование для кейтеринга

Для приготовления и доставки блюд понадобятся:

  • холодильники, морозильные камеры, витрины для хранения продуктов;
  • печи, духовые шкафы, гриль, фритюрница или пароконвектомат — микс пароварки и конвекционной печи;
  • посудомоечная машина;
  • оборудование для сервировки — столы, стулья, тарелки, столовые приборы, бокалы;
  • термосы для горячих блюд, контейнеры для переноски еды;
  • барное оборудование — шейкеры, соковыжималки, кофемашины, кофемолки;
  • салфетки, перчатки для поваров, упаковочные материалы.

Состав оборудования зависит от вида услуг и масштаба обслуживаемых мероприятий.

Выбрать транспорт для доставки блюд

Транспорт выбирается в зависимости от расстояния, количества порций и специфики блюд. Для наглядности рассмотрим примеры:

  • Мотоциклы и скутеры подойдут для быстрой доставки небольших заказов на короткие расстояния в условиях городского трафика.
  • Легковой автомобиль можно использовать для небольших мероприятий.
  • Автомобили с термоизоляцией обеспечивают поддержание необходимой температуры в пути и сохраняют вкус блюд.
  • Рефрижератор используется для охлаждения блюд во время транспортировки, особенно в жаркую погоду.
  • Минивэн или фургон подойдёт для крупных заказов.
  • Фуд-трак — передвижная кухня на колесах. Такой транспорт позволяет готовить свежие блюда на открытом воздухе в местах проведения мероприятий.

Оформить документы и решить юридические вопросы

Бизнес необходимо зарегистрировать. Если в ваши планы не входит продажа алкоголя, то можно оформить ИП. Если же учредителей несколько или нужна лицензия на торговлю спиртным, создайте ООО. После регистрации обязательно сообщите о начале деятельности в Роспортребнадзор.

Помимо этого, потребуется разрешение на работу от пожарной службы. Договоры потребуются и для вывоза мусора и утилизации отходов. Для приёма платежей понадобится приобрести и зарегистрировать онлайн-кассу. Зарегистрировать своё дело, настроить удобный приём платежей с более чем 10 видами оплаты и подключить онлайн-кассу можно через сервис ЮKassa и его партнёров.

Для кейтеринга не требуется обязательной сертификации, но необходимо соблюдать стандарт безопасности пищевой продукции.

Нанять персонал

Подбор персонала — ответственная задача. Важно учитывать не только опыт, но и умение общаться и устанавливать доверительные отношения с клиентами. От работы команды зависит успех бизнеса.

Важно решить, какие именно специалисты вам нужны: какие задачи они должны решать, какими навыками обладать. Затем приступайте к поиску персонала. Для этого подойдут различные ресурсы — рекрутинговые агентства, сайты по трудоустройству, рекомендации коллег.

В кейтеринге понадобятся работники для приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Персонал для приготовления блюд

Для составления меню, контроля качества готовых блюд и соблюдения санитарных требований нужен шеф-повар. Для него важно уметь ориентироваться в новых условиях и организовывать действия команды.

Кейтеринг отличается от привычного ресторанного распорядка. Готовить зачастую приходится на выезде и для разного количества гостей. Поэтому кроме опыта и профессионализма от поваров требуется стрессоустойчивость.

Повара должны соблюдать санитарные требования, иметь медкнижку, проходить медосмотр не реже раза в год. При приёме на работу для них проводится профессиональная гигиеническая подготовка с последующей аттестацией.

Персонал для обслуживания гостей

Об этом заботятся официанты, бармены, бариста. Они должны своевременно подавать блюда и напитки, быть вежливыми и дружелюбными, а также помогать в решении вопросов. Качественный сервис — это не только вкусные блюда, но и слаженная работа обслуживающего персонала.

Основные требования к таким работникам:

  • коммуникабельность;
  • способность решать конфликты, быстро принимать решения;
  • пунктуальность;
  • знание этикета.

Персонал на аутсорсе

Оптимизировать расходы и повысить эффективность работы в кейтеринге поможет делегирование побочных задач персоналу на аутсорсе. Как правило, это:

  • бухгалтерия, финансовый, налоговый учёт, сдача отчётности;
  • маркетинг, продвижение в социальных сетях, подготовка рекламных кампаний;
  • доставка, логистика;
  • клининг — уборка помещений, мытьё посуды;
  • IT-поддержка — разработка сайта, управление базой данных клиентов, техническая поддержка.

При выборе персонала на аутсорсе важно обращать внимание на его репутацию, опыт и квалификацию. Также убедитесь, что условия, прописанные в договоре, отвечают вашим запросам и укладываются в бюджет.

Сколько стоит открыть бизнес и как рассчитать окупаемость в кейтеринге

Чтобы рассчитать окупаемость, нужно учесть:

  • инвестиционные затраты — расходы на ремонт помещения, приобретение оборудования, транспорта, обучение персонала;
  • ежемесячные операционные расходы — зарплата сотрудников, аренда, коммунальные платежи, налоги, расчёты с поставщиками;
  • среднюю стоимость услуг;
  • объём продаж за месяц.

Рассмотрим пример.

Компания готовит и доставляет обеды в офис.

стоимость одного обеда — 400 ₽;

объём продаж в месяц — 1 000 порций;

инвестиционные затраты — 1 000 000 ₽;

операционные расходы за месяц — 200 000 ₽;

Определим общую сумму выручки:

400 ₽ × 1 000 порций = 400 000 ₽.

Посчитаем прибыль по формуле «Прибыль = выручка - операционные расходы»:

400 000 ₽ - 200 000 ₽ = 200 000 ₽.

Рассчитаем окупаемость по формуле «Окупаемость = инвестиционные затраты ÷ прибыль»:

1 000 000 ₽ ÷ 200 000 ₽ = 5 месяцев.

Это примерный расчёт, реальные показатели могут отличаться от приведённых и зависят от таких показателей, как конкуренция, сезонность и спрос.

Успеха в кейтеринге помогут добиться не только кулинарные таланты, но и умение организовать работу, управлять бюджетом, предвидеть риски и подстраиваться под изменчивые условия рынка.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал ЮKassa был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства