Какой инструмент избавит бизнес от кассовых разрывов | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 15.02.24, 13:56:33
Статья 15.02.24, 13:56

Какой инструмент избавит бизнес от кассовых разрывов

Деньги — это «кровь» бизнеса, и их нехватка может привести к печальным последствиям. Если бизнес часто сталкивается с дефицитом средств и попадает в кассовые разрывы, пускать ситуацию на самотёк нельзя. В статье расскажем, какой инструмент финансовой отчётности поможет справится с этой проблемой.

Платёжный календарь — «мазь» от кассовых разрывов

Платёжный календарь — это оперативная таблица, в которую вносят все ожидаемые поступления и списания с привязкой к датам. Это позволяет контролировать денежный поток, планировать предстоящие финансовые операции по дням и предотвращать кассовые разрывы.

Платёжный календарь необходим бизнесу любого масштаба. Крупные производственные компании с его помощью планируют закупку оборудования, запуск новых направлений, выплату зарплаты. Малому бизнесу календарь помогает строить отношения с поставщиками и покупателями, чтобы между операциями не появлялись дыры в бюджете.

Платёжный календарь в Финтабло предупредит о вероятной нехватке средств — эти операции подсвечены красным Платёжный календарь в Финтабло предупредит о вероятной нехватке средств — эти операции подсвечены красным

Преимущества использования Платёжного календаря:

  • решение проблемы кассовых разрывов — ситуаций, когда деньги на счёт ещё не поступили, а платить по обязательствам надо сейчас;
  • планирование расходов на период: кредитов, зарплаты, налогов, расчётов с поставщиками;
  • контроль за поступлениями от покупателей;
  • понимание, какую сумму и когда можно вывести из бизнеса;
  • экономия на процентах по кредитам и пенях за просрочку платежей: в Платёжном календаре видно, когда нужно произвести оплату, так что вы не забудете о ней;
  • формирование репутации надёжного партнёра, который вовремя рассчитывается по обязательствам.

В Платёжном календаре отображается остаток денежных средств на начало и конец каждого дня, т.к. его цель — предотвратить появление кассовых разрывов. Поэтому если что-то пошло не так, допустим, не пришёл аванс от покупателя, есть возможность сразу заметить неладное и принять меры. Например, можно заранее договориться с поставщиком об отсрочке платежа или отложить менее приоритетные покупки до момента поступления средств на счёт.

Если вы ещё не работали с Платёжным календарём — скачайте наш чек-лист. В нём пошагово объясняем, как начать работу с инструментом и избавить бизнес от кассовых разрывов. Советы абсолютно бесплатны и подходят бизнесам из разных сфер.

Бесплатный чек-лист

Ситуации, когда Платёжный календарь выручает

Календарь — удобный инструмент для оперативного управления денежными потоками. На примерах посмотрим, в каких ситуациях он помогает предпринимателям избежать трудностей.

Предстоят крупные траты

Андрей производит одежду. Сначала в ассортименте были только изделия для взрослых, теперь Андрей решил запустить цех для детской одежды. Посчитал возможную прибыль, порадовался и решил сразу забрать нужную сумму из оборота, чтобы как можно быстрее начать.

Если бы у Андрея не было Платежного календаря, он так и сделал бы. Хорошо, что инструмент в компании есть и руководитель заглянул в него. Оказалось, если забрать все деньги разом, основное направление останется в минусе. Не хватит средств на закупку материалов и заработную плату.

Андрей разбил затраты на оборудование нового цеха на 3 месяца, исходя из общей суммы. Платежи внёс в календарь. Так у него получилось спокойно покрыть текущие обязательства без кассовых разрывов и долгов.

Действия/ результатБез Платёжного календаряС Платёжным календарём
Что сделал АндрейАндрей на радостях вывел всю необходимую сумму из оборота и пустил её на строительство нового цехаАндрей разделили затраты на новый цех на 3 месяца и заранее заложил их в бюджет
РезультатВ конце месяца не хватило средств на закупку материалов для цеха взрослой одежды и выплату зарплаты. Андрею пришлось брать кредит, а сотрудники неделю ждали свою зарплату. Строительство пошло не по плану — понадобились ещё средства. В итоге компания увязла в кредитах, а сроки запуска нового цеха сдвинулисьЦех по производству детской одежды запустили через 3 месяца. В процессе возникли дополнительные издержки, но Андрей подвинул несрочные платежи и нашёл деньги для нового направления. Цех для взрослой одежды продолжил стабильную работу. Изменения на нём не отразились

Нужны деньги на экстренные нужды

У Анны дизайнерское агентство. Бизнес идёт успешно: сотрудники вовремя получают зарплату, компания участвует в выставках и регулярно запускает рекламу. Правда, дивиденды Анна никогда не планировала и брала деньги, когда было нужно. На непредвиденные траты бюджет тоже не предусмотрела, полагая, что у неё точно ничего не случится.

Однажды Анна отправилась в отпуск. Деньги на путевку взяла из бюджета фирмы. Когда её не было, зарубежная программа резко перестала работать и понадобилось срочно искать замену. На новое ПО для 10 пользователей нужно было 250 тыс. рублей. Такой суммы у компании не было, поэтому Анне пришлось брать кредит.

Форс-мажор научил Анну двум вещам: 1) нужно всегда иметь запас на непредвиденные траты и 2) нельзя вынимать из бизнеса деньги на личные нужды и когда захочется.

Анна составила Платёжный календарь и теперь контролирует движение денежных средств по факту. Она выделила бюджет на форс-мажор, где всегда есть неприкосновенный запас.

Действия/ результатБез Платёжного календаряС Платёжным календарём
Что сделала АннаВзяла из бюджета компании деньги на личные нужды, не вникая в планы. Статью на форс-мажор в бюджете не предусмотрелаВ Платёжном календаре Анна заранее определила сумму на непредвиденные обстоятельства. Эти средства неприкосновенны. Также заложила минимальную сумму дивидендов, остальную часть рассчитывала по факту
РезультатАнна взяла кредит на экстренную покупку нового программного обеспечения под большой процент. В следующие 6 месяцев ей пришлось сократить свои дивиденды, чтобы расплатиться по кредитуПеред отпуском Анна посмотрела, сколько может забрать из бюджета без вреда для компании. Номер в отеле пришлось забронировать чуть меньше, зато отдыхалось спокойнее. Когда зарубежная программа отключилась, пригодились деньги, отложенные на экстренный случай. Анна обошлась без кредитов. Накопить новую подушку безопасности Анна смогла за следующие 3 месяца

Клиент просит об особых условиях

Дмитрий производит мебель для ресторанов. Обычно он работает по предоплате 50 %, поскольку нужно заранее покупать материалы и платить сборщикам на почасовой оплате.

Однажды Дмитрию предложили крупный заказ, но попросили снизить сумму предоплаты до 30 %. Дмитрий уже хотел согласиться, потому как впереди маячила крупная сумма. Но сначала он решил свериться с Платёжным календарём, чтобы быть уверенным. Оказалось, что 30 % слишком мало. Придётся либо добавлять свои деньги, либо брать кредит. Терять на процентах не хотелось. Дмитрий договорился с поставщиками снизить предоплату за материалы и сохранил крупного клиента. Все остались довольны.

Действия/ результатБез Платёжного календаряС Платёжным календарем
Что сделал ДмитрийБез оглядки согласился уменьшить предоплату для крупного клиента в предвкушении большой выручкиДмитрий сверился с Платёжным календарём. Он увидел, что 30 % предоплаты не хватит, чтобы заплатить за материалы. Дмитрий заранее договорился с поставщиком снизить предоплату
РезультатПоставщик не смог снизить Дмитрию предоплату за материалы в экстренном порядке. Пришлось брать кредит. Дмитрий выполнил большой заказ вовремя, но почти вся сверхприбыль ушла на выплату процентов по кредитуДмитрий выполнил крупный заказ, получил сверхприбыль и по итогам расплатился за материалы

Подробное о том, как правильно составить Платёжный календарь, чтобы он защитил компанию от кассовых разрывов, рассказываем в блоге Финтабло

Как пользоваться Платёжным календарём

  1. Назначьте ответственного за ведение Платёжного календаря. Чтобы свести к минимуму человеческий фактор, лучше доверить внесение данных одному человеку. Например, финансисту компании.
  2. Составьте список статей доходов и расходов. Чтобы все денежные потоки были под контролем, начните с перечня. За каждой статьей тоже закрепите ответственного. Он будет собирать информацию от других и передавать тому, кто заполняет календарь. Например, начальник закупочного отдела может собирать данные о расчётах с поставщиками и перевозчиками.
  3. Определите сроки. Каждый ответственный в компании должен знать, когда он должен передать информацию о платежах.
  4. Сначала вносите то, что точно знаете. Так у вас будет представление об основных поступлениях и списаниях. Потом, как только будете узнавать о новых платежах, сразу отражайте их в календаре.
  5. Оценивайте факт исполнения платежей еженедельно. Это позволит узнать остаток средств на расчётных счетах и оперативно скорректировать задачи на следующую неделю. Планфактный анализ позволяет также выявить огрехи в планировании и повышать его точность в будущем.
  6. Действуйте, если намечается кассовый разрыв. Вы узнаете об этом заранее благодаря Платёжному календарю, и у вас будет время на то, чтобы его перекрыть.
Для журнала

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

  • Финтабло
    25.04.24, 11:14

    Повышение стоимости продукта или услуги может стать причиной ухода клиентов. При этом повысить цену можно и без шквала негатива. В статье рассмотрим работающие стратегии и методы, которые помогут увеличить цену без большой потери базы.

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее
  • Финтабло
    11.04.24, 13:45

    Кажется, чтобы получить больше прибыли, нужно просто наращивать обороты. Но этот способ не всегда работает: продажи могут расти, а прибыль падать. Разбираем, почему так происходит и как исправить ситуацию.

    Что делать, если выручка растёт, а прибыль падает

    Что делать, если выручка растёт, а прибыль падает

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее
  • Финтабло
    28.03.24, 09:35

    Понятия «затраты» и «расходы» нередко используют как синонимы, но для правильного управления бизнесом важно понимать разницу. Объясняем её в статье.

    Зачем разделять расходы и затраты Зачем разделять расходы и затраты

    Зачем разделять расходы и затраты

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства