Деньги — это «кровь» бизнеса, и их нехватка может привести к печальным последствиям. Если бизнес часто сталкивается с дефицитом средств и попадает в кассовые разрывы, пускать ситуацию на самотёк нельзя. В статье расскажем, какой инструмент финансовой отчётности поможет справится с этой проблемой.
Платёжный календарь — «мазь» от кассовых разрывов
Платёжный календарь — это оперативная таблица, в которую вносят все ожидаемые поступления и списания с привязкой к датам. Это позволяет контролировать денежный поток, планировать предстоящие финансовые операции по дням и предотвращать кассовые разрывы.
Платёжный календарь необходим бизнесу любого масштаба. Крупные производственные компании с его помощью планируют закупку оборудования, запуск новых направлений, выплату зарплаты. Малому бизнесу календарь помогает строить отношения с поставщиками и покупателями, чтобы между операциями не появлялись дыры в бюджете.
Преимущества использования Платёжного календаря:
- решение проблемы кассовых разрывов — ситуаций, когда деньги на счёт ещё не поступили, а платить по обязательствам надо сейчас;
- планирование расходов на период: кредитов, зарплаты, налогов, расчётов с поставщиками;
- контроль за поступлениями от покупателей;
- понимание, какую сумму и когда можно вывести из бизнеса;
- экономия на процентах по кредитам и пенях за просрочку платежей: в Платёжном календаре видно, когда нужно произвести оплату, так что вы не забудете о ней;
- формирование репутации надёжного партнёра, который вовремя рассчитывается по обязательствам.
В Платёжном календаре отображается остаток денежных средств на начало и конец каждого дня, т.к. его цель — предотвратить появление кассовых разрывов. Поэтому если что-то пошло не так, допустим, не пришёл аванс от покупателя, есть возможность сразу заметить неладное и принять меры. Например, можно заранее договориться с поставщиком об отсрочке платежа или отложить менее приоритетные покупки до момента поступления средств на счёт.
Если вы ещё не работали с Платёжным календарём — скачайте наш чек-лист. В нём пошагово объясняем, как начать работу с инструментом и избавить бизнес от кассовых разрывов. Советы абсолютно бесплатны и подходят бизнесам из разных сфер.
Ситуации, когда Платёжный календарь выручает
Календарь — удобный инструмент для оперативного управления денежными потоками. На примерах посмотрим, в каких ситуациях он помогает предпринимателям избежать трудностей.
Предстоят крупные траты
Андрей производит одежду. Сначала в ассортименте были только изделия для взрослых, теперь Андрей решил запустить цех для детской одежды. Посчитал возможную прибыль, порадовался и решил сразу забрать нужную сумму из оборота, чтобы как можно быстрее начать.
Если бы у Андрея не было Платежного календаря, он так и сделал бы. Хорошо, что инструмент в компании есть и руководитель заглянул в него. Оказалось, если забрать все деньги разом, основное направление останется в минусе. Не хватит средств на закупку материалов и заработную плату.
Андрей разбил затраты на оборудование нового цеха на 3 месяца, исходя из общей суммы. Платежи внёс в календарь. Так у него получилось спокойно покрыть текущие обязательства без кассовых разрывов и долгов.
Действия/ результат | Без Платёжного календаря | С Платёжным календарём |
Что сделал Андрей | Андрей на радостях вывел всю необходимую сумму из оборота и пустил её на строительство нового цеха | Андрей разделили затраты на новый цех на 3 месяца и заранее заложил их в бюджет |
Результат | В конце месяца не хватило средств на закупку материалов для цеха взрослой одежды и выплату зарплаты. Андрею пришлось брать кредит, а сотрудники неделю ждали свою зарплату. Строительство пошло не по плану — понадобились ещё средства. В итоге компания увязла в кредитах, а сроки запуска нового цеха сдвинулись | Цех по производству детской одежды запустили через 3 месяца. В процессе возникли дополнительные издержки, но Андрей подвинул несрочные платежи и нашёл деньги для нового направления. Цех для взрослой одежды продолжил стабильную работу. Изменения на нём не отразились |
Нужны деньги на экстренные нужды
У Анны дизайнерское агентство. Бизнес идёт успешно: сотрудники вовремя получают зарплату, компания участвует в выставках и регулярно запускает рекламу. Правда, дивиденды Анна никогда не планировала и брала деньги, когда было нужно. На непредвиденные траты бюджет тоже не предусмотрела, полагая, что у неё точно ничего не случится.
Однажды Анна отправилась в отпуск. Деньги на путевку взяла из бюджета фирмы. Когда её не было, зарубежная программа резко перестала работать и понадобилось срочно искать замену. На новое ПО для 10 пользователей нужно было 250 тыс. рублей. Такой суммы у компании не было, поэтому Анне пришлось брать кредит.
Форс-мажор научил Анну двум вещам: 1) нужно всегда иметь запас на непредвиденные траты и 2) нельзя вынимать из бизнеса деньги на личные нужды и когда захочется.
Анна составила Платёжный календарь и теперь контролирует движение денежных средств по факту. Она выделила бюджет на форс-мажор, где всегда есть неприкосновенный запас.
Действия/ результат | Без Платёжного календаря | С Платёжным календарём |
Что сделала Анна | Взяла из бюджета компании деньги на личные нужды, не вникая в планы. Статью на форс-мажор в бюджете не предусмотрела | В Платёжном календаре Анна заранее определила сумму на непредвиденные обстоятельства. Эти средства неприкосновенны. Также заложила минимальную сумму дивидендов, остальную часть рассчитывала по факту |
Результат | Анна взяла кредит на экстренную покупку нового программного обеспечения под большой процент. В следующие 6 месяцев ей пришлось сократить свои дивиденды, чтобы расплатиться по кредиту | Перед отпуском Анна посмотрела, сколько может забрать из бюджета без вреда для компании. Номер в отеле пришлось забронировать чуть меньше, зато отдыхалось спокойнее. Когда зарубежная программа отключилась, пригодились деньги, отложенные на экстренный случай. Анна обошлась без кредитов. Накопить новую подушку безопасности Анна смогла за следующие 3 месяца |
Клиент просит об особых условиях
Дмитрий производит мебель для ресторанов. Обычно он работает по предоплате 50 %, поскольку нужно заранее покупать материалы и платить сборщикам на почасовой оплате.
Однажды Дмитрию предложили крупный заказ, но попросили снизить сумму предоплаты до 30 %. Дмитрий уже хотел согласиться, потому как впереди маячила крупная сумма. Но сначала он решил свериться с Платёжным календарём, чтобы быть уверенным. Оказалось, что 30 % слишком мало. Придётся либо добавлять свои деньги, либо брать кредит. Терять на процентах не хотелось. Дмитрий договорился с поставщиками снизить предоплату за материалы и сохранил крупного клиента. Все остались довольны.
Действия/ результат | Без Платёжного календаря | С Платёжным календарем |
Что сделал Дмитрий | Без оглядки согласился уменьшить предоплату для крупного клиента в предвкушении большой выручки | Дмитрий сверился с Платёжным календарём. Он увидел, что 30 % предоплаты не хватит, чтобы заплатить за материалы. Дмитрий заранее договорился с поставщиком снизить предоплату |
Результат | Поставщик не смог снизить Дмитрию предоплату за материалы в экстренном порядке. Пришлось брать кредит. Дмитрий выполнил большой заказ вовремя, но почти вся сверхприбыль ушла на выплату процентов по кредиту | Дмитрий выполнил крупный заказ, получил сверхприбыль и по итогам расплатился за материалы |
Подробное о том, как правильно составить Платёжный календарь, чтобы он защитил компанию от кассовых разрывов, рассказываем в блоге Финтабло
Как пользоваться Платёжным календарём
- Назначьте ответственного за ведение Платёжного календаря. Чтобы свести к минимуму человеческий фактор, лучше доверить внесение данных одному человеку. Например, финансисту компании.
- Составьте список статей доходов и расходов. Чтобы все денежные потоки были под контролем, начните с перечня. За каждой статьей тоже закрепите ответственного. Он будет собирать информацию от других и передавать тому, кто заполняет календарь. Например, начальник закупочного отдела может собирать данные о расчётах с поставщиками и перевозчиками.
- Определите сроки. Каждый ответственный в компании должен знать, когда он должен передать информацию о платежах.
- Сначала вносите то, что точно знаете. Так у вас будет представление об основных поступлениях и списаниях. Потом, как только будете узнавать о новых платежах, сразу отражайте их в календаре.
- Оценивайте факт исполнения платежей еженедельно. Это позволит узнать остаток средств на расчётных счетах и оперативно скорректировать задачи на следующую неделю. Планфактный анализ позволяет также выявить огрехи в планировании и повышать его точность в будущем.
- Действуйте, если намечается кассовый разрыв. Вы узнаете об этом заранее благодаря Платёжному календарю, и у вас будет время на то, чтобы его перекрыть.