Интересный спор о начислении неустойки по лизинговым платежам в банкротстве проанализировал портал «PROбанкротство». ООО «Юнистрой» систематически не оплачивало лизинговые платежи, поэтому ООО «Вольво ФСВ» расторгло договор лизинга, а предметы лизинга продала с торгов.
Все это началось в 2016 году, по договору лизинга было передано 10 единиц оборудования общей стоимостью 264 млн рублей. После расторжения договора из-за неуплаты лизинговых платежей в 2019 году, суд дополнительно взыскал с ООО «Юнистрой» 2,7 млн рублей неустойки с 6 сентября 2016 по 19 ноября 2018 года. В октябре 2019 года в отношении ООО «Юнистрой» введена процедура наблюдения.
«Юнистрой» полагает, что положительное сальдо после расторжения договора сложилось в его пользу, а на стороне Вольво ФСВ» возникло неосновательное обогащение на сумму 71 млн рублей, плюс 2,4 млн процентов за пользование чужими денежными средствами. Компания решила взыскать все эти средства в суде. В трех инстанциях ей отказали.
Дело дошло до Верховного суда, он рассмотрит этот спор 13 октября, номер дела А40-171869/2020.
Ведущий юрисконсульт КСК ГРУПП Ирина Михеева прокомментировала данную ситуацию:
«Одним из триггерных моментов был спор о начислении неустойки по лизинговым платежам после даты введения процедуры наблюдения. Статья 63 закона о банкротстве прямо говорит о том, что с момента введения наблюдения не начисляются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Наблюдение было введено в ООО «Юнистрой» с 10 октября 2019 года, при этом денежные обязательства ООО «Юнистрой» перед ООО «Вольво ФСВ» не являются текущими платежами (что подтверждено судами). С учетом этого, начисление неустойки по лизинговым платежам за период после 10 октября 2019 года нарушает положения абзаца 10 пункта 1 статьи 63 закона о банкротстве, поскольку с 10 октября 2019 начисление неустоек в отношении «Юнистроя» по конкурсным обязательствам не допускается. Шанс на выигрыш у заявителя достаточно высок.
Учитывая, что по лизинговым делам в банкротстве не так много практики, судебный акт, принятый СКЭС Верховного суда по данному делу, послужит формированию единообразной судебной практики».