Чтобы открыть магазин, необходимо выполнить несколько обязательных действий. Среди них — выбор товаров и поставщиков. Как правило, на старте бизнеса проверенных связей ещё нет, поэтому нужно искать контрагентов, которые будут поставлять качественные товары по приемлемой цене и точно в срок. В статье разберёмся, какие бывают поставщики, как их выбирать с минимальной затратой времени и сил, а также — как убедиться в надёжности.
Какие бывают поставщики
Поставщиков можно разделить на производителей и посредников.
К производителям относятся те, кто изготавливает товары: заводы, фабрики, фермерские хозяйства и другие.
Посредники выступают связующим звеном между производителем и магазином. Это могут быть дистрибьюторы или перекупщики. Дистрибьюторы — официальные представители производителей, которые принимают у них товары и реализуют оптовым базам и другим участникам рынка. Перекупщики закупают продукцию у дистрибьюторов и продают её ритейлерам, которые в розницу реализуют товары для личного или семейного пользования.
Выбор поставщиков зависит от масштабов магазина и суммы, которая выделяется на закупку товаров.
Оптовая закупка у производителя обойдётся дешевле всего. При этом могут действовать ограничения. Например, производитель напрямую продаёт товары только официальным дистрибьюторам, реализует только крупные партии товара или установил на средние партии цены выше, чем у посредников. Частные производства реализуют товары небольшими партиями или отдают их ритейлерам. Из-за специфики бизнеса у таких поставщиков небольшой объём производства и товаров может не хватать.
У посредников есть наценка, но условия обычно более гибкие. Товары можно приобретать малыми партиями или даже поштучно — например, чтобы проверить спрос или если на крупную партию недостаточно денег или места для хранения.
Выбирать поставщика стоит исходя из особенностей магазина:
- Большим магазинам с широким ассортиментом и собственным складом удобнее привлекать производителей и забирать товары крупными партиями.
- Средним магазинам можно закупать товары как у производителей, так и у дистрибьюторов, ориентируясь на условия поставки и возможности хранения.
- Маленьким магазинам и киоскам целесообразнее работать с индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и маленькими фермерскими хозяйствами. Товары крупных производителей в этом случае выгоднее получать от дистрибьюторов.
Интернет-магазинам подойдёт дропшиппинг: когда на сайте рекламируется товар и принимаются заказы, а доставкой занимается производитель. Чтобы настроить приём оплаты через сайт, можно воспользоваться сервисом ЮKassa, который легко настроить самостоятельно, без привлечения разработчиков.
Как и где найти поставщиков
Для поиска поставщиков можно использовать разные способы. Вот несколько самых популярных:
- Через знакомых. Самый простой способ — спросить у знакомых предпринимателей, у кого они закупают товары. Опытные участники рынка часто работают с местными производителями и дистрибьюторами, а это упрощает логистику и позволяет сэкономить на транспортировке.
- Через конкурентов. На прилавках и сайтах магазинов, которые уже работают в вашей сфере, можно найти интересующие товары. Сведения о производителе содержатся на упаковке, а сертификаты качества продукции можно запросить у поставщиков.
- Через тематические СМИ. В отраслевых газетах и журналах в разделе рекламы публикуют информацию о новой продукции и производителях.
- На профильных мероприятиях онлайн и офлайн — выставках, ярмарках, форумах, конференциях и т. д. На них можно ознакомиться с продукцией, провести переговоры с представителями и договориться о поставках.
- Через торгово-промышленные палаты. Чтобы работать с иностранными производителями, удобнее всего обратиться в местную ТПП. В этом случае за небольшую плату можно получить контакты подходящих производителей.
- Через поисковые системы. По поисковому запросу в виде «название товара + купить оптом» можно найти и выбрать подходящие предложения. При этом важно помнить, что в первых строках чаще всего предложения перекупщиков. Если нужно связаться с производителем, лучше найти его официальный сайт.
- В соцсетях можно узнать контакты поставщиков в группах, посвящённых совместным закупкам. Кроме того, в соцсетях есть сообщества конкретных компаний.
- В онлайн-каталогах. Это специальные агрегаторы, в которых собирается информация о продукции и её производителях.
Как проверить надёжность поставщика
Сделать это можно только опытным путём, но есть несколько показателей, которые можно оценить ещё до заключения договора и проявить должную осмотрительность.
- Проверить отзывы в интернете. Не все могут быть правдивыми. Например, негативные отзывы часто пишут конкуренты. Но совсем оставлять без внимания этот пункт не стоит.
- Проверить документы поставщика. На сайте ФНС можно заказать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и посмотреть на дату регистрации и коды ОКВЭД. Деятельность поставщика должна соответствовать заявленным кодам, а долгий срок существования говорит в пользу того, что поставщик реальный, а не однодневка.
- Проверить картотеку арбитражных дел. Это нужно чтобы выяснить, не участвует ли поставщик в судебных разбирательствах и не проходит ли процедуру банкротства.
- Проверить адрес — соответствует ли он указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Обратить внимание на условия. Если поставщик заботится только о своих интересах, требует 100 % предоплаты и не готов идти на уступки, это влечёт риски для вашего бизнеса.
Также надо быть готовым к аналогичному вниманию со стороны поставщика. Он как участник сделки тоже рискует, поэтому к подобной проверке нужно отнестись спокойно. Желательно заранее подготовить все документы и предоставить по запросу информацию о своём бизнесе.
Независимо от того, где находится магазин и что именно в нём продаётся, ему нужны надёжные поставщики: производители, дистрибьюторы, оптовые базы. С самого старта важно находить партнёров с подходящими условиями и проверять их до заключения договора. О том, что нужно, чтобы открыть свой магазин, читайте в этой статье.
Открыть расчётный счёт для работы с поставщиками и заказчиками можно через ЮKassa. Сразу после открытия им пользоваться на выгодных условиях. Сервис также интегрируется с ККТ и отправляет чеки в налоговую в момент оплаты, а значит, магазин будет отвечать строгим требованиям 54-ФЗ.