Индивидуальный предприниматель занимается коммерческой деятельностью без открытия юридического лица. Что нужно, чтобы зарегистрировать ИП, какие понадобятся документы и сколько ждать оформления статуса, рассказали в статье.
Кто может зарегистрироваться в качестве ИП
Предпринимателем может стать любой гражданин РФ за некоторыми исключениями. Такое право есть даже у несовершеннолетних. Иностранцы и лица без гражданства также могут открыть ИП, но для этого понадобятся дополнительные документы.
Ограничения для регистрации ИП
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя действует несколько исключений. Запрещено регистрировать ИП:
- военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел;
- государственным и муниципальным служащим;
- сотрудникам прокуратуры;
- руководящим работникам госкорпораций;
- действующим ИП;
- лицам с судимостью, если они хотят работать в образовании, воспитании детей и медицине.
После признания банкротом ИП может вновь зарегистрироваться не ранее чем через пять лет. Для физлиц-банкротов без статуса ИП таких ограничений нет.
Запреты есть также по видам деятельности: ИП нельзя производить и продавать алкоголь, заниматься авиаперевозками, создавать охранные предприятия и инвестиционные фонды.
Порядок регистрации ИП
Самостоятельно зарегистрировать ИП не сложно, главное — собрать необходимые документы и решить организационные вопросы. Объясняем порядок регистрации пошагово:
Шаг 1. Выбираем коды ОКВЭД
Для каждого вида занятости установлен специальный код. Можно выбрать любое количество таких кодов в зависимости от деятельности, но основным может быть только один. От него зависит сумма страховых взносов за каждого нанятого сотрудника. При этом важно указать именно тот вид деятельности, который будете вести, иначе налоговая в качестве наказания установит самый «дорогой» из указанных видов. Также, если налоговая обнаружит, что работа ИП не соответствует указанным в заявлении кодам ОКВЭД, предпринимателя ждёт штраф в 5 000 рублей.
Коды ОКВЭД не устанавливаются раз и навсегда: при необходимости в процессе работы можно добавить новые коды и исключить те, по которым работа не ведётся.
Все коды ОКВЭД содержатся в специальном справочнике.
Шаг 2. Определяем систему налогообложения
ИП могут применять упрощённую систему налогообложения (УСН), автоматизированную упрощёнку (АУСН) и патентную систему (ПСН) или работать на общем режиме. Кроме того, ИП вправе быть самозанятым и платить налог на профессиональную деятельность. Но такая возможность есть только у тех, кто продаёт товары собственного производства и работает без наёмных сотрудников.
Если в заявлении на регистрацию не указать спецрежим, то налоговая по умолчанию установит ОСНО.
Подробнее о действующих системах налогообложения рассказали в этой статье.
Шаг 3. Заполняем заявление
Заявление о регистрации ИП заполняется вручную или в электронном виде. Форму и подробную инструкцию по заполнению можно найти здесь.
Обязательно укажите адрес электронной почты — на него налоговая пришлёт ответ с подтверждением или отказом в регистрации.
Шаг 4. Собираем документы и оплачиваем пошлину
Список документов для некоторых категорий ИП может дополняться. Для регистрации понадобятся:
- паспорт (оригинал и копии всех страниц);
- заявление о регистрации ИП;
- заявление о применении специального налогового режима.
Если ИП подаёт документы не онлайн, а лично, то ещё понадобится квитанция об уплате госпошлины.
Если ИП планирует работать в социальной сфере — в воспитании и образовании детей, оказывать медицинские услуги или работать с пенсионерами, то нужна справка об отсутствии судимостей. Этот документ готовят в течение 30 дней, поэтому заказать его лучше заранее.
Несовершеннолетним также нужно подать:
- копию свидетельства о браке;
- копию решения суда или органа опеки о признании дееспособным;
- заверенное нотариусом согласие родителей или опекунов.
Иностранцы и лица без гражданства дополнительно предоставляют:
- нотариально заверенный перевод иностранного паспорта;
- разрешение на временное проживание или вид на жительство (оригинал и копию).
Госпошлина составляет 800 рублей, и её уплачивают только при личной подаче документов. Если регистрация проходит онлайн, то платить ничего не нужно.
7 способов подать документы на регистрацию ИП
- лично или через представителя с доверенностью в отделение ФНС;
- почтой с описью вложения и уведомлением о вручении;
- через МФЦ;
- по электронной почте на официальный адрес отделения ФНС — если у вас есть электронная цифровая подпись;
- через сайт ФНС;
- в мобильном приложении налоговой службы;
- через портал «Госуслуги».
Если нужны бумажные копии электронных документов, то при подаче заявки потребуется дополнительный запрос. Документы на бумаге можно получить в отделении ФНС или по почте.
В налоговой заявка рассматривается в течение трёх рабочих дней. После рассмотрения ФНС пришлёт на электронную почту уведомление о постановке на учёт и лист записи из ЕГРИП.
Могут ли отказать в регистрации ИП
Если заявитель не подпадает под запрет на регистрацию ИП, то отказать могут, если поданы не все документы или в заявлении есть ошибки. На то, чтобы исправить недочёты и заново подать документы, у заявителя есть три месяца.
В сервисе ЮKassa документы проверяют ещё до того как отправить их в налоговую. Такой способ регистрации позволяет забыть о сомнениях, всё ли верно оформлено, а готовые документы курьер привезёт в удобное место.
ИП зарегистрирован. Что дальше?
С получением регистрации организационные вопросы не заканчиваются, остаётся ещё несколько важных задач:
- Изготовить печать. Это не обязательно, но с печатью можно участвовать в тендерах и вызовет больше доверия у контрагентов.
- Получить лицензию. Это нужно не всем, а тем, кто, например, ведёт образовательную деятельность или работает в медицине.
- Открыть расчётный счёт. Без него не получится участвовать в тендерах и закупках, проводить валютные сделки, брать кредиты и подключить эквайринг. Некоторым категориям ИП нельзя работать без расчётного счёта. Те, кому это позволено, могут оказывать услуги только за наличные, а сумма расчётов по одному договору не больше 100 тысяч рублей.
- Приобрести кассовый аппарат или установить онлайн-кассу. Без неё могут работать только самозанятые, те, кто работает только с юрлицами или оказывает услуги, не требующие ККТ. Например, ремонтирует обувь или производит ремесленные товары.
После этого можно приступать к работе.
В этой статье мы разобрались, как самостоятельно открыть ИП, какие шаги для этого необходимо предпринять, какие ограничения учесть и на что обратить внимание, чтобы ФНС приняла положительное решение о регистрации.