В 2022 году рынок розничной интернет-торговли в России достиг 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. За год количество онлайн-покупок выросло на 65%. Соответственно, растёт и потребность в доставке. В этой статье расскажем о том, как небольшому бизнесу доставлять товары, и об особенностях каждого способа.
Создать собственную доставку
Курьеры — это те, кто непосредственно контактирует с клиентами, а значит, формирует впечатление о покупке и всей компании в целом. На старте бизнеса роль курьера часто исполняет собственник или другие сотрудники.
Штатный курьер выполняет функцию продавца. Важно, чтобы такой специалист мог рассказать о товаре, ответить на вопросы и включиться в решение сложных ситуаций. Если возникнет конфликт, покупатель, скорее всего, будет винить не конкретного человека, а компанию, которую тот представляет. Поэтому подбирать и обучать курьеров надо тщательно.
Что нужно, чтобы организовать собственную службу доставки:
- Продумать, как будут приниматься заказы, как будет происходить оповещение покупателей, кто займётся входящими заявками по телефону и через соцсети. Чем крупнее бизнес, тем сложнее инструменты для автоматизации.
- Обеспечить курьеров мобильными онлайн-кассами для расчётов на месте.
- Создать условия для разных способов оплаты. Например, подключить онлайн-оплату непосредственно через сайт магазина. ЮKassa позволяет оплачивать покупки банковской картой, через СБП, приложение банка и электронный кошелёк ЮMoney.
- Продумать, как упаковывать товары.
- Регламентировать работу службы: определить сроки и время доставки, стандарты общения с покупателями, алгоритм действий в спорных ситуациях.
Несмотря на всю сложность этого процесса, небольшие магазины нишевых или уникальных товаров стараются организовать собственную службу доставки. Им дорог каждый покупатель, поэтому качество сервиса в приоритете.
Чтобы курьеры могли не только доставлять заказы, но и принимать оплату, подключите мобильный терминал (mPOS). Он состоит из смартфона и ридера от ЮKassa. Для работы достаточно скачать приложение и подключить ридер по Bluetooth. Это устройство дешевле обычного терминала и работает даже при низкой скорости интернета. Информация обо всех проведённых платежах будет храниться в личном кабинете ЮKassa.
Открыть пункты выдачи заказов (ПВЗ)
Это один из самых популярных и удобных для покупателя видов доставки. Клиенту не нужно согласовывать время и ждать курьера, получить заказ можно в любом удобном пункте выдачи.
Можно открыть собственный ПВЗ или воспользоваться услугами существующих служб, например «Почты России», СДЭКа или других. Для этого нужно выбрать подходящие условия и заключить договор.
Чтобы открыть собственный пункт выдачи, потребуется:
- Купить или арендовать помещение. Пункт выдачи должен располагаться так, чтобы до него было удобно добираться.
- Оборудовать пункт выдачи необходимой мебелью — стеллажами для хранения заказов, столом для администратора, стойкой для покупателей, примерочной, стульями или скамейками для ожидания в очереди.
- Нанять и обучить сотрудников.
Нанять стороннюю курьерскую службу
У разных сервисов доставки свои тарифы, условия и территориальный охват. Можно оформить договоры сразу с несколькими курьерскими службами, чтобы выбрать оптимальный вариант.
Это удобно, потому что не нужно искать сотрудников, обучать их и пересматривать логистику, если, например, курьер заболел. Курьерская служба позволяет сэкономить на транспорте, связи и кассовом оборудовании. А во время пика продаж не придётся нанимать временных работников — это актуально и для сезонного бизнеса.
Но важно учитывать возможные минусы такого сотрудничества:
- Сложности с организацией срочной доставки, особенно в праздники.
- Высокая стоимость услуг и дополнительные траты, например на доставку хрупких грузов.
- В отличие от собственной службы доставки, у сторонних курьеров нет задачи понравиться клиенту и проконсультировать его о других продуктах.
- Нельзя выбрать конкретного специалиста и проконтролировать его работу.
Если возникнут конфликты, негатив может повлиять на отзыв о покупке или компании в целом. Поэтому, прежде чем заключить договор, ознакомьтесь с отзывами о выбранном сервисе и убедитесь, что доставка окажется в руках надёжного партнёра.
Использовать агрегаторы служб доставки
Агрегатор максимально упрощает взаимодействие компании и заказчика и берёт на себя формальности. Например, можно заключить договор со СберЛогистикой, а перевозкой займутся партнёрские службы.
Через бесплатные виджеты агрегатора можно сравнить разные варианты доставки, увидеть все пункты выдачи и воспользоваться калькуляторами. У такого варианта есть несколько преимуществ:
- понадобится только один договор;
- посылки будет развозить один курьер;
- для расчётов и отчётности будет использоваться единая форма;
- все вопросы и проблемы решает одна служба поддержки;
- экономия денег и времени.
Для небольшого бизнеса такой вариант выгоднее, чем собственная доставка. Никакой логистикой заниматься не придётся, нужно лишь передать товар курьеру.
Заключение
У небольших компаний есть несколько вариантов доставки заказов покупателям: можно развозить товары своими силами, работать с пунктами выдачи заказов или заключить договор с агрегатором либо конкретной курьерской службой.
Завоевать и повысить лояльность клиентов поможет не только удобство доставки, но и выбор способов оплаты. ЮKassa позволяет принимать платежи разными способами через сайт. Также можно организовать оплату при получении посылки с использованием мобильного терминала.