Право потребителя — это право на качественную вещь
Гражданка Ш. являлась пользователем несколько умных устройств — двух смарт-часов, двух фитнес-браслетов и пульсометра. Все были куплены в фирменных магазинах и выполняли свои функции через специализированный онлайн-сервис.
В какой-то момент производитель перешел на другое программное обеспечение, которое не поддерживалось принадлежащими Ш. устройствами. А без подключения к сервису смарт-устройства просто включались, но перестали показывать какие-либо данные. То есть больше не могли использоваться по назначению.
Ш. обратилась в суд, полагая, что нарушены ее права потребителя. На момент обращения гарантийный срок на устройства истек, срок их службы производителем не устанавливался.
Первая, апелляционная и кассационная инстанции в иске отказали. Придя к выводу, что прекращение работы онлайн-сервиса произошло после приобретения Ш. смарт-устройств. А она, в свою очередь, не обращалась к изготовителю с требованием о безвозмездном устранении проблем с программным обеспечением.
В соответствии со ст. 6 Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
При этом требования к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств (разъяснение Пленума ВС от 28.06.2012г. № 17).
Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков товара. А если недостаток является неустранимым, по своему выбору вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Таким образом, прекращение работы программного обеспечения товара по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе возвратить товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Судам следовало оценить, утрачена ли возможность использования товара в течение 10 лет со дня передачи его потребителю в связи отказом изготовителя от поддержки используемого устройствами программного обеспечения. Дело отправлено на новое рассмотрение.