Компания использовала основной вид деятельности по ОКВЭД 47.74, который относился к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%. Один из дополнительных видов деятельности компании был 52.10, который относится к V классу профессионального риска с размером тарифа 0,6%.
Компания в 2020 году направила в ФСС заявление, где указала, что за тот год основной вид деятельности был 47.78.2, при этом нарушив срок предоставления документов. За это ей установили страховой тариф по коду 52.10, размер взносов 0,6%.
Компания на это пожаловалась в ФСС, жалобу оставили без удовлетворения.
Далее Фонд провел в компании камеральную проверку, по ее результатам доначислили взносы на травматизм в размере 80 400 руб. 98 коп.
Три инстанции отказали Фонду, указав, что тот поступил неправомерно. В проверяемый период основной вид деятельности был 47.74, отнесенный к I классу профессионального риска, тариф 0,2%.
Суды указали, что право ФСС самостоятельно отнести страхователя к виду деятельности с наибольшим тарифом не является санкцией за нарушение срока подачи документов, а лишь мера, которой будут гарантированы права застрахованных лиц получить страховку в случае травмы. Кроме того, п. 3 ст. 3 НК нам говорит о том, что налоги и сборы должны быть экономически обоснованы и не носить произвольный характер. А потому, действия ФСС по увеличению тарифа должны быть опровержимы. Страхователь, не подавший документы вовремя, не может быть лишен права подать их, чтобы подтвердить основной вид деятельности. ФСС же эти документы должен оценить и принять с их учетом решение о размере страхового тарифа.
В этом же деле ФСС определил тариф, исходя из вида деятельности, имеющего наибольший класс профессионального риска.
Дело № А50-24462/2021.