По ст. 755 ГК РФ подрядчик несёт ответственность не только на момент составления акта, но и в течение всего гарантийного срока. В случае обнаружения недостатков он за свой счёт обязан их устранить. Но это правило действует не на все поломки.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 03.11.2022 № Ф03-5214/2022 по делу № А51-19896/2021 отметил, что обязанность бесплатно устранять недостатки снимается с подрядчика, если они возникли из-за неправильной эксплуатации или нормального износа всего объекта или его частей. Также гарантийный ремонт не предоставляется, если сам заказчик или третьи лица ненадлежащим образом ремонтировали объект. Обоснование этих обстоятельств возлагается на подрядчика, а заказчик, чтобы получить право на безвозмездное устранение неполадок, должен лишь доказать их возникновение в гарантийный период.
Для выяснения причин возникновения поломок можно использовать любые сведения. Например, материалы судебной или внесудебной экспертизы, заключения специалистов, документальное подтверждение технических характеристик материалов, применяемых в производстве, а также информацию в фактических условиях использования объекта.
Суд рассматривал спор, в котором подрядчик указывал на неправильный температурный режим, который заказчик установил при эксплуатации здания. Из-за этого отслоилась плитка на внутренней отделке. Подрядчик ссылался на учётную ведомость по тепловой энергии в системе отопления здания, из которого следовало, что плитка отслоилась из-за позднего включения отопления.
В технической документации на клей, применявшийся при укладке плитки, указывалось, что температурный режим в помещениях после завершения работ по установленной технологии составляет от -50 °С до +80 °С. До и после включения отопления температура в здании за эти пределы не выходила, а значит, поломка случилась из-за нарушения технологии при выполнении работ.