Первичная документация в бухгалтерии и что о ней нужно знать архивисту?
Первичка в бухучете — любой документ, подтверждающий факт совершения организацией хозяйственной операции, которая имеет экономический смысл. Более подробно о первичке обозначено в ст.9 ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Составляется первичный документ обычно поставщиком. Перечень первичной документации в бухгалтерии, сопровождающих сделку, зависит от типа сделки и может отличаться. При ошибках оформления данных видов документов налоговая может их не принять.
Стандартные виды документов организации, относящиеся к первичным:
▪️ договор;
▪️ счет;
▪️ чек или бланк строгой отчетности;
▪️ платежное поручение;
▪️ накладная;
▪️ акт выполненных работ или оказания услуг.
А вот счет-фактура не входит в этот список, т.к. создается для целей налогового учета, а не бухгалтерского.
Обозначенный нами список документов не исчерпывающий и может расширяться в зависимости от видов операций и особенностей учета в организации.
Первичку нужно хранить минимум 5 лет (ст.202 перечня Росархива) и в этот период ФНС ее может запросить для проверки у вас или ваших контрагентов. Также документы незаменимы при судебных спорах.
Если у компании не будет первичного документа на протяжении его обязательного срока хранения, она получит штраф. Другая проблема утраты документов — невозможность учесть расходы для расчета базы по налогу. В этом случае налоговая доначислит налог, и компании придется доплачивать.
