Что изменится для самозанятых в 2023 году  | ЮKassa (@yookassa) | Мегасреда | 28.03.23, 14:59:05
Статья 28.03.23, 14:59

Что изменится для самозанятых в 2023 году

Рассказываем, что изменилось для самозанятых и каких перемен ещё ждать в 2023 году.

Что такое самозанятость и кто может её применять

Налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых, который ввели в 2019 году. Статус самозанятого могут получить граждане РФ и ЕАЭС, которые ведут деятельность как ИП или физлица.

Применение НПД — это возможность легализовать свою подработку без риска получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Налоговые ставки зависят от того, с кем именно самозанятый ведёт расчёты:

  • если это физлица, то налог составит 4 %;
  • при расчётах с ИП и организациями налог равен 6 %.

Самозанятость легко оформляется и не требует составления деклараций, уплаты взносов и налоговых расчётов: налог считается автоматически.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно за неааасколько минут:

  • через сервис «Своё дело» от Сбербанка;
  • через Кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС;
  • через уполномоченные банки;
  • с помощью Госуслуг.

Применять НПД могут те, кто самостоятельно ведёт деятельность без работодателя и наёмных работников. При этом есть исключения, которые перечислены в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Также ограничены суммы дохода: самозанятость можно применять, только пока доход нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн рублей. Размер дохода за месяц не ограничивается.

Для самозанятых у ЮKassa есть сервис выставления счетов, который помогает принимать онлайн-оплату от клиентов удобными способами: по QR-коду, электронной почте, по СМС или в мессенджерах.

Принимать платежи можно даже не выходя из Телеграма— через специальный бот. Пара кликов — и бот создаст QR-код и ссылку на оплату товара или услуги. Ссылку можно сразу отправить клиенту, а QR-код — показать покупателю в офлайне.

По данным ФНС, за 2022 год количество самозанятых в России выросло в 1,7 раза по сравнению с 2021-м и превысило 6,5 млн человек. В этом году для самозанятых правительство планирует нововведения.

Так, с января введён Единый налоговый счёт (ЕНС), который можно пополнять одним платежом. Это облегчит уплату налогов для ИП, самозанятых и физических лиц. При этом остаётся возможность платить налог прежними способами, через удобный пользователю сервис.

Что изменилось для самозанятых с появлением ЕНС

С начала 2023 года для компаний, предпринимателей и физлиц действует новый способ учёта начисленных и уплаченных платежей в бюджет — Единый налоговый счёт (ЕНС). Теперь все налоги, сборы и взносы перечисляются единым платежом на один счёт, а налоговая после этого сама распределяет деньги по конкретным платежам.

С введением ЕНС поменялись даты уплаты налогов. Теперь налог необходимо уплатить с 25 по 28 число.

О состоянии ЕНС можно узнать в любое время. Эта информация доступна в личном кабинете налогоплательщика. При необходимости у налоговой можно запросить справку о наличии сальдо — через личный кабинет, через операторов ЭДО или обратившись в инспекцию лично.

Если средств на счёте хватает не на все платежи, то в первую очередь погашается недоимка начиная с наиболее раннего срока уплаты. После её погашения сумма идёт в зачёт начислений с текущим сроком уплаты. И только после этого деньги идут на уплату пеней, процентов и штрафов.

Возможность пополнить ЕНС есть на сайте Налоговой службы или на Госуслугах.

Подробнее о том, что изменилось для предпринимателей с введением ЕНС, рассказали в статье.

Как самозанятым зарегистрировать и применять товарные знаки

Планируется и ещё несколько изменений. Так, в июне самозанятые смогут регистрировать товарные знаки для товаров и услуг, что позволит им развивать свои бренды и быть более конкурентоспособными. До 29 июня 2023 такой возможностью могут воспользоваться только ИП и юрлица.

Товарные знаки регистрируют для защиты бизнеса, чтобы другие компании, предприниматели или самозанятые не могли использовать такие же обозначения. Это может быть название, слоган, логотип, мелодия и т. д.

Товарные знаки действуют в отношении определенных товаров, услуг и работ: в заявке на регистрацию товарного знака указываются классы МКТУ (Международной классификации товаров и услуг). При этом одинаковое название может быть, например, у компании по продаже обуви и медицинского центра.

За незаконное использование товарного знака предусмотрена компенсация правообладателю от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Товарные знаки регистрируются на 10 лет. Делается это через Роспатент, и весь процесс занимает до 19 месяцев. Продлевать действие товарного знака можно неограниченное количество раз. При этом если товарный знак не используется в течение 3 лет, его могут аннулировать в судебном порядке.

При регистрации нужно уплатить несколько пошлин:

  • 3 500 рублей за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе;
  • 11 500 рублей за проверку на тождество и сходство в одном классе.
  • 16 000 рублей за саму регистрацию товарного знака.
  • 2 000 рублей за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.

Как самозанятому получить больничный

C июля у самозанятых появятся больничные: Минтруд РФ разработал для них систему добровольного страхования. Самозанятые смогут получить выплаты в случае болезни или травмы, процедуры ЭКО или аборта, лечения в санатории или отпуска по уходу за заболевшим членом семьи. Сумма выплаты будет зависеть от страхового стажа самозанятого и периода, в течение которого он платит взносы. Самозанятый сможет выбрать, какой размер выплат в случае болезни он хотел бы получать, и исходя из этого уплачивать страховые взносы.

Право на выплату страховых пособий у застрахованного человека возникает после шести месяцев непрерывной уплаты взносов. При этом если долгое время не пользоваться выплатами по добровольному социальному страхованию, то и размер взносов снизится:

  • после 18 месяцев без страховых случаев — на 10 %;
  • после 24 месяцев — на 30 %.

Разработчики новой модели предлагают предусмотреть возможность «каникул» по платежам. Тогда застрахованные смогут не делать страховые взносы в периоды временной нетрудоспособности, а также пропускать один месячный платёж каждые полгода непрерывной уплаты взносов. Оплата больничного листа самозанятым проходит в три этапа:

  • Оформление больничного листа. Самозанятый обращается в клинику и проходит обследование, чтобы врач установил диагноз и количество больничных дней. Заключение врач отразит на первой странице. Вторая страница предназначена для работодателя, а третья — для сотрудника ФСС. Поэтому их заполнять не нужно.
  • Направление запроса в ФСС. Заполненное заявление и больничный лист подаётся в отделение Фонда социального страхования.
  • Получение страховой выплаты. В течение 10 рабочих дней ФСС выплатит пособие. Ведомство самостоятельно удержит с суммы НДФЛ.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от трудового стажа (или количества лет уплаты взносов как ИП) и больничных дней. Чем выше стаж, тем больше выплата от ФСС:

  • от 8 лет — больничный за полный месяц равен 100 % МРОТ;
  • от 5 до 8 лет — 80 % МРОТ;
  • до 5 лет — 60 % МРОТ.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал ЮKassa был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства