Основатель Команды F5 Александр Мыгаков рассказал, как компании удалось стать лидером на рынке интеграторов, поделился своим видением корпоративной культуры и кризисных моментов, а также дал несколько советов разработчикам в этой области.
Как появилась компания Команда F5
10 лет назад, в далеком 2013 году, Александр занимался разработкой внутренних информационных систем в Чебоксарах. Сначала был просто разработчиком, затем руководителем отдела, а потом решил открыть свое дело и начал собирать команду.
Выбор пал на разработку сайтов, чем и занимались первое время. Потом клиент попросил сделать так, чтобы заявки выгружались в amoCRM — тогда они только начинала работу в России, никаких сертификатов и партнерских программ еще не было. Так, сначало одному клиенту помогли настроить систему, потом другому, количество желающих увеличивалось.
Тогда Александр позвонил в amoCRM и просто спросил, не нужен ли им партнер для нестандартных запросов вроде интеграции с сайтом или телефонией. Оказалось, что нужен, так как компания просто разрабатывала программу, а установку клиенты делали сами.
Так Команда F5 стала первым неофициальным партнером amoCRM, они сами отправляли к нам клиентов, которым были нужны дополнительные настройки. А через полгода-год сами amoCRM начали разрабатывать партнерские программы и сертификаты — появился и начал развиваться рынок интеграторов.
Почему выбрали именно amoCRM
Мы пробовали работать и с другими системами, но быстро поняли, что конверсия у amoCRM выше, и решили сконцентрироваться на одной интеграции.
С какими кризисами столкнулись
Первый кризис произошел спустя 3 года работы — в течение года друг за другом ушли 15 сотрудников. И все из-за введения сдельной оплаты труда.
До этого все сотрудники работали за оклад, но эффективность оставляла желать лучшего. Тогда и ввели новую систему — теперь специалисты получают зарплату после удачно реализованного проекта, а компания не попадает в кассовые разрывы.
А второй случился, как ни странно, с ростом оборота. Проблема была в том, что количество клиентов и сотрудников увеличивалось, а прибыль — нет.
Посчитали маржинальность каждого продукта и выяснили, что одна из самых популярных услуг не приносит прибыль. Решили вопрос с помощью пересмотра KPI и корректировки цен.
А вот всеобщий кризис 2020 года, наоборот, помогли F5.
Например: раньше для заключения контракта нужно было летать в Москву, но после пандемии обсудить условия, подписать документы и выполнить все работы можно онлайн.
По мнению Александра, самый большой кризис — в голове. Страх, что что-то пойдёт не так. Но на самом деле, клиенты во время пандемии «замораживались» всего на 2 недели, а потом возвращались к прежним процессам.
Какие инструменты маркетинга использует Команда F5
За 10 лет успели попробовать, кажется, всё: от холодных звонков до SEO-продвижения. Конечно, работает лучше всего сарафанное радио — одному клиенту сделали хорошо, он привел других.
Но сейчас остановились на SEO и контент-маркетинге — выпускаем классный контент, сотрудничаем с партнерами и размещаемся в СМИ.
Над чем компания работает сейчас
Сейчас мы не просто внедряем amoCRM, а разрабатываем свои решения и интеграции, которые предлагаем и клиентам, и партнерам.
В Команде F5 есть R&D — отдел разработки продукта, который постоянно генерирует новые решения для клиентов. Именно эта часть компании позволяет нам расти и оставаться востребованными. Мы отслеживаем потребности клиентов и разрабатываем решения, которые будут им действительно полезны.
Ценности и корпоративная культура F5
Наша главная цель — польза людям и компаниям через автоматизацию и крутых специалистов. Работаем по принципу: «Сколько пользы отдали, столько денег получили».
Но мы не просто создаем решения, мы выпускаем крутых сотрудников, которые готовы давать пользу клиентам.
Для этого мы строим и развиваем наставничество внутри компании, передавая навыки и знания на практике, а также мотивируем специалистов расти. Например, у каждого сотрудника есть дорожная карта развития от стажера до руководителя, а у топ-менеджеров — процент с прибыли отдела.
А еще мы считаем, что это специалист делится с компанией своей прибылью, а не наоборот.
Что происходит на рынке CRM
Рынок CRM-систем откликается на потребности и тренды внешнего мира. Сейчас мы активно разрабатываем продукты с ИИ, самый яркий пример — Voice AI.
Казалось бы рынок пресыщен — интеграторов, телефоний, систем довольно много, поэтому мы делаем акцент на узконаправленные и редкие сервисы, например, интеграции с ERP-системами.
Что будет дальше
Сейчас мы активно развиваем международное направление — расширяем компанию до Латинской Америки. Сейчас 15 сотрудников Команды F5 выстраивают институт обучения, получают первых клиентов и наращивают обороты в этом регионе.
В чем секрет успеха Команды F5
Наверное, в открытости и честности как главных принципах бизнеса.
А если говорить о пути компании, то секрет роста в том, что мы узко специализировались на одном продукте. Сначала занимались всем и сразу — от разработки до рекламы, но это невыгодно: внимание рассеивается, а уровень отдачи сильно уступает вложенным силам. Эффективный рост удаётся, когда концентрируешься на чём-то одном.
Совет: сосредоточьтесь на узкоспециализированном решении, которое будет решать конкретную задачу клиента.