История основания и особенности функционирования компании «Команда F5». От интегратора amoCRM до собственных продуктов.
До открытия компании Команда F5 Александр Мыгаков 10 лет работал в IT-компании в Чебоксарах, а после увольнения решил развивать собственные проекты. Среди них были и услуги по настройке контекстной рекламы, и написание seo-текстов, и разработка сайтов. Довольно быстро он понял, что стать успешным во всём и сразу не получится — тогда Александр сконцентрировался на разработке сайтов. Он решил открыть свое дело и начал собирать команду.
Становление бизнеса
Александр Мыгаков: «Изначально, я очень ленивый человек, поэтому решил: если не хочешь что-то делать сам — научи других. Сначала я стал программистом, чтобы компьютер работал за меня, а потом и предпринимателем — привлёк людей и научил их полезному делу».
Первое время Александр и его команда занимались исключительно разработкой сайтов. Потом клиент попросил сделать так, чтобы заявки выгружались в amoCRM — тогда они только начинала работу в России, никаких сертификатов и партнерских программ еще не было. Так, сначала одному клиенту помогли настроить систему, потом другому, количество желающих увеличивалось.
Тогда Александр позвонил в amoCRM и просто спросил: не нужен ли им партнер для нестандартных запросов вроде интеграции с сайтом или телефонией. Оказалось, что нужен, так как компания просто разрабатывала программу, а установку клиенты делали сами.
Так Команда F5 стала первым неофициальным партнером amoCRM — они сами отправляли клиентов, которым были нужны дополнительные настройки. А через полгода-год сами amoCRM начали разрабатывать партнерские программы и сертификаты. Появился и начал развиваться рынок интеграторов. Пробовали работать и с другими системами, но быстро поняли, что конверсия у amoCRM выше, и решили сконцентрироваться на одной интеграции.
Сейчас компания работает на рынке более 10 лет и имеет более 980 успешных проектов, а также занимает первое место в списке сертифицированных партнеров amoCRM по миру.
Направления работы компании
Компания предоставляет различные услуги по внедрению и персонализации CRM-системы amoCRM. Разрабатывает собственные отраслевые решения для разных сфер бизнеса, виджеты для автоматизации процессов и интеграции с другими сервисами.
Сейчас доступно более 50 виджетов от Команды F5. А именно: · Комплексное внедрение amoCRM. Грамотная настройка amoCRM с гарантией результата. Подскажем секреты настройки, поделимся нашим опытом, определим дальнейшую стратегию развития. · Сопровождение и техническая поддержка. Решаем любые технические проблемы, а не создаем новые. Избавляем от сложных заморочек и предоставляем персонального менеджера. · Интеграция и доработки amoCRM. Связываем любые облачные сервиcы с amoCRM, дорабатываем продукт для отраслевых решений. Собаку съели на тяжелых комплексных разработках, внедряем AI технологии. · Обучение и аттестация. Во всем можно разобраться самостоятельно, но для экономии своего времени лучше обратиться к специалистам. · Отчеты, аналитика и контроль. Ваши сотрудники давно используют CRM. Что дальше? Покажем, как анализировать накопившиеся данные и принимать решения на основе цифр, а не по ощущениям.
Про ошибки и трудности
Первый кризис в бизнесе произошел спустя три года работы — в течение года друг за другом ушли 15 сотрудников. И все из-за введения сдельной оплаты труда. До этого все сотрудники работали за оклад, но эффективность оставляла желать лучшего. Тогда и ввели новую систему — теперь специалисты получают зарплату после удачно реализованного проекта, а компания не попадает в кассовые разрывы.
А второй случился, как ни странно, с ростом оборота. Проблема была в том, что количество клиентов и сотрудников увеличивалось, а прибыль — нет. Посчитали маржинальность каждого продукта и выяснили, что одна из самых популярных услуг не приносит прибыль. Решили вопрос с помощью пересмотра KPI и корректировки цен.
Всеобщий кризис 2020 года, скорее, помог компании. Например, раньше для заключения контракта нужно было летать в Москву, но после пандемии обсудить условия, подписать документы и выполнить все работы стало возможно онлайн. По мнению Александра, самый большой кризис — в голове. Страх, что что-то пойдёт не так. Но на самом деле, клиенты во время пандемии «замораживались» всего на две недели, а потом возвращались к прежним процессам.
О персонале и продвижении
Сейчас в команде трудятся более 300 менеджеров, и компания продолжает расширяться. Главная цель этого бизнеса — польза людям и компаниям через автоматизацию и крутых специалистов. Работает по принципу: «Сколько пользы отдали, столько денег получили».
Но Команда F5 не просто создаёт решения, а выпускает крутых сотрудников, которые готовы давать пользу клиентам. Для этого компания строит и развивает наставничество внутри коллектива, передавая навыки и знания на практике, а также мотивирует специалистов расти. Например, у каждого сотрудника есть дорожная карта развития от стажера до руководителя, а у топ-менеджеров — процент с прибыли отдела. А еще в компании принято, что это специалист делится с компанией своей прибылью, а не наоборот.
Что касается продвижения, то за 10 лет успели попробовать, кажется, всё: от холодных звонков до SEO-продвижения. Конечно, работает лучше всего сарафанное радио — одному клиенту сделали хорошо, он привел других. Но сейчас остановились на SEO и контент-маркетинге — выпускаем классный контент, сотрудничаем с партнерами и размещаемся в СМИ.
Отдел маркетинга активно развивает внутренние и внешние площадки Команды F5: рассказывает об автоматизации бизнеса на YouTube, ВКонтакте, в Telegram, TenChat. Команда по контенту публикует экспертные статьи и кейсы на vc.ru и других порталах для предпринимателей. А сотрудники компании проводят прямые эфиры на партнёрских площадках, делятся классными инструментами автоматизации процессов.
О целевой аудитории и конкуренции
Целевая аудитория компании — предприниматели и менеджеры, которые хотят ускорить процессы и повысить эффективность работы бизнеса.
Все больше компаний не просто открывают для себя CRM-системы, но и учатся использовать готовые решения для автоматизации своих бизнес-процессов. Например, несколько лет назад 70% компаний не знали о CRM или не пользовались ими, а сегодня этот процент изменился — 50% бизнесов в России уже внедряют CRM-системы.
Лидерами по внедрению являются сферы онлайн-образования и услуг, а меньше других CRM-системы используют производственные компании. Однако, во всех сферах бизнеса есть консервативные компании и новаторы, готовые пробовать инновационные решения. Рынок CRM-систем откликается на потребности и тренды внешнего мира. Сейчас мы активно разрабатываем продукты с ИИ, самый яркий пример — Voice AI.
Казалось бы, рынок пресыщен — интеграторов, телефоний, систем довольно много, поэтому мы делаем акцент на узконаправленные и редкие сервисы, например, интеграции с ERP-системами. Сегодня на рынке уже есть множество комплексных решений, поэтому новичкам стоит сосредоточиться на узкоспециализированном решении, которое будет решать конкретную задачу клиента.
Александр Мыгаков: «Мы выросли, потому что узко специализировались на одном продукте, в котором в то время нуждались клиенты. Сначала мы занимались всеми услугами подряд, но это невыгодно: внимание рассеивается, а уровень отдачи сильно уступает вложенным силам. Эффективный рост удаётся, когда концентрируешься на чём-то одном».
О планах на будущее
Сейчас компания не просто внедряет amoCRM, а разрабатывает свои решения и интеграции, которые предлагаем и клиентам, и партнерам. В Команде F5 есть R&D — отдел разработки продукта, который постоянно генерирует новые решения для клиентов. Именно эта часть компании позволяет расти и оставаться востребованными. Компания отслеживает потребности клиентов и разрабатывает решения, которые будут им действительно полезны.
Активно развивает международное направление — происходит расширение компании до Латинской Америки. Сейчас 15 сотрудников Команды F5 выстраивают институт обучения, получают первых клиентов и наращивают обороты в этом регионе.